Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Атеистическая экономика

...без Бога и бессмертия? Тогда все дозволено, они могут делать все, что вздумается.

Достоевский. Братья Карамазовы.

Делай что хочешь!

Девиз иллюминатов

Обещай мне рай

Материалисты всех мастей, в том числе всякого рода мирские философы (экономисты), веками предавались размышлениям в надежде в один прекрасный день – Эврика! – открыть формулу сладкой жизни в материальном мире. Дождались! Лауреат Нобелевской премии экономист Герберт Саймон обнаружил источник нашего будущего блаженства не где-нибудь, а в классической теории экономики, основанной на предположении, что стремление к личной выгоде приведет всех нас к состоянию «всеведущей разумности»! Совсем недавно такое качество, как всеведение, приписывалось исключительно Богу, но похоже, что скоро это станет явлением распространенным. А помогут нам в этом деятельность слепых экономических сил и преследование своих (и только своих!) интересов. Остается только удивляться: почему это десятки миллионов живших до нас авантюристов и пройдох, которых интересовала лишь собственная выгода, не набрели еще раньше на эту землю обетованную и не завещали ее нам? Такая разумная модель экономики, заключает он, – это мир, «прекрасный своей потрясающей простотой» (Herbert A. Simon, Models of Bounded Rationality, vol. 2, p. 477, MIT Press, Cambridge, Mass. 1982)

Идиллические картинки сладкой жизни «для себя» кажутся настолько реальными, что сбивают с толку множество людей, уводя их, как дорога из желтого кирпича, к новым и новым иллюзиям. Очарованный теми же грезами, несбыточными, но такими желанными, другой экономист, Роберт Нельсон, пришел к выводу, что «забота о собственной выгоде – вовсе не грубый и эгоистический мотив, но, как это ни парадоксально, необходимая черта человеческого поведения, если мужчины и женщины собираются встать на путь, ведущий к еще большей разумности и, в идеале, к будущему райскому покою и гармонии на земле.... Направить человечество на путь экономического роста... значит следовать по маршруту, который в конечном счете ведет к воплощению духовного идеала человечества» (Nelson, Reaching for Heaven from Earth, p. 6-7)

И впрямь парадокс! Судите сами: себялюбие, почти безграничное, повсеместно царит в нынешнем мире. Рейгановское «десятилетие жадности» сменилось бурными клинтоновскими 90-ми, в это же время одержимые жадностью люди разворовывали богатства России. Будь слова Саймона правдой, мы бы давно уже были в нирване – еще десять или двадцать лет назад. А может, и тысячу, и больше, ведь забота о собственных интересах – явление далеко не новое. Сама идея или даже надежда на то, что экономический рост приведет человечество к духовному совершенству, порождает серьезные вопросы. Например, каково действительное представление Нельсона о духовности? Впрочем, он не оставляет никаких сомнений: духовность для него – это «рай на земле». Разумеется, такие представления не совпадают с ведическими – Веды говорят, что сама по себе мирская экономика ведет лишь к дальнейшему погружению в пучину невежества. Духовные качества, описанные в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», невозможно развить материальными средствами. И думать, что истинного духовного счастья можно достичь тем или иным материальным способом, – значит обнаружить свое невежество в духовных вопросах, ибо это одно из величайших заблуждений современного общества. Всякий разумный человек приложит все старания, чтобы не поддаться на такие ложные обещания. Саймон, Нельсон и иже с ними хотят царства Божия, но без Бога.

Свои тщетные поиски рая на земле Нельсон продолжает в следующей книге «Экономика как религия» (Robert Nelson, Economics as religion: from Samuelson to Chicago and Beyond, Pennsylvania State University Press, University Park, PA 2001)

Кроме шуток. Что же проповедует этот священник от экономики? О каком спасении говорит? А говорит он, что посредством экономического прогресса «из мира будет изгнан грех». А что такое грех?

Это экономическая неразумность. Он говорит: «...быть неразумным – значит быть одержимым современным эквивалентом лукавого». А быть «неразумным» – значит действовать «не по-экономически», то есть не стремиться сохранить и преумножить свои богатства, что, в свою очередь, обозначает, что деньги надо ценить выше всего прочего. Деньги и богатство – вот боги Нельсона. Он утверждает: «Если разумным называть то, что приводит к экономическому прогрессу, и если экономический прогресс в конечном счете уничтожит людскую греховность, то из этого вытекает прямое следствие: вести себя разумно значит придерживаться высочайших нравственных заповедей человечества» (Robert Nelson, Reaching for heaven on earth – the theological meaning of economics, p. 7, Rowman & Littlefield Publishers, Lanhans, Maryland. С позиции Вед, его определение и логика не выдерживают никакой критки. Как мы уже видели (в гл. 1), разновидностей разума существует много, в зависимости от обусловленности человека гунами природы. Нельсон считает, что существует лишь одна верная точка зрения на этот вопрос, и единственное разумное определение разумного – это его собственное. Я привожу здесь его слова, выделяя курсивом соответствующие фразы:

«Несмотря на то что сами экономисты на практике часто расходятся в вопросе, что считать разумным, почти все они убеждены, что одно и то же понятие разумности должно быть применимо везде и ко всем. Поскольку разумность есть основное понятие этической оправданности, то целый мир должен быть подчинен общим нравственным стандартам. Как только эта экономическая истина распространится на все народы, мир станет единым гармоничным сообществом, связанным этой общей разумностью и нравственностью.

Вера в то, что существует единый стандарт разумности и что людьми в конечном счете управляют одни и те же разумные законы, имеет еще одно фундаментальное значение: все люди, населяющие этот мир, должны были быть созданы равными. Нет таких, кто был бы столь окутан тьмой, чтобы не суметь действовать разумно. Практика показывает, что хотя неразумность существует, но способность действовать разумно потенциально заложена в человечестве»).

Иначе говоря, нравственность заключается не в том, чьему авторитету вы подчиняетесь, и не в том, как поступаете с другими. Она в том, что вы делаете деньги, копите богатства, ибо это боги, которые неизмеримо выше всех прочих соображений. Более того, убежденный в своей правоте, Нельсон говорит нам, что существует лишь одно определение разумности – его собственное – и что разные организации, вроде Корпуса Мира и всевозможных агентств международного развития, суть новые миссионеры, чья работа состоит в том, чтобы нести эту весть о спасении всему миру.

Далее он утверждает, что:

...устранение экономической недостаточности приведет к наступлению рая на земле. Все люди, все народы спасутся одним и тем же способом и в один прекрасный день окажутся в общем раю. Коль скоро религию заботит прежде всего спасение человечества и его высшее процветание, все люди станут следовать одной и той же всемирной теологии, чье послание содержится в экономической проповеди (sic!) всеобщего благосостояния, которая ведется в XX веке (Ibid., р. 8)

Правда в том, что религия м-ра Нельсона – атеизм, его рай – мир неограниченного чувственного наслаждения, а средство, с помощью которого он обещает доставить нас к жемчужным вратам райского царства, – атеистическая экономика. Поистине жалкая замена подлинному осознанию истинной духовности и безграничному блаженству, приходящему, когда мы понимаем свою вечную духовную природу. Такие идеи и озарения никогда не придут к людям с таким складом ума, как у м-ра Нельсона. Более того, предложения Нельсона никогда и никому не принесут сколько-нибудь устойчивого счастья, как бы он ни воображал себе это. Нет такого количества материальных наслаждений, которое могло бы удовлетворить нас, духовных по природе существ. Даже нескончаемые наслаждения не делают человека счастливым, иначе как понять, что те, кто уже невообразимо, несуразно богат, недовольны и несчастливы? Почему они продолжают сидеть на шее у бедных и бесправных? Сколько нужно материальных благ, чтобы полностью удовлетворить человека? Как мы уже говорили, любого количества будет недостаточно. Неограниченные и постоянно нарастающие наслаждения есть не что иное, как топливо, которое лишь разжигает новые желания, пылающие огнем и не дающие нам покоя. Затерянные в аду вожделения, пропащие души богачей продолжают строить все новые и новые планы, чтобы заполучить всё.

 

Бхавы (Дома)

Другим важным понятием является «дом» (Санскрит: «бхава»). В любой карте дома можно определять от нескольких контрольных точек, обычно это Лагна и специальные лагны. Начиная с раси, занятого избранной контрольной точкой, и двигаясь в прямом...

Глава не только для мужчин

Эта глава изначально была написана исключительно для мужчин. Точнее для тех мужчин, которые готовятся (или не готовятся, но как-то вот так получается...) стать отцами. Есть некоторые моменты, о которых далеко не все люди догадываются, и тем более...

Кем были египтяне?

Часто возникает вопрос о том, были ли пирамиды построены людьми, подобными нам. Даже с помощью самых современных технологий мы не можем соорудить хотя бы уменьшенную копию Великих пирамид. Японская компания Nicon однажды попыталась, используя...

Бхагавад-гита глава шестнадцатая. Божественные и демонические натуры

 

Ум в цепях вожделения – путь к вечной жизни... в материальном мире

Незнание собственной природы не дает нам выйти из нашего печального положения, которое заключается в том, что мы бесконечно стремимся к объектам чувств и бесконечно скорбим по поводу утраченного. Как может разум нормально работать и решать, что...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color