Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Безличное отчуждение

Так происходит безличное отчуждение. В Лос-Анджелесе говорят, что важно не кто вы такой, а важно, что вы носите, на чем ездите и где живете. Это показатель социального статуса. К сожалению, такое умонастроение царит теперь и далеко за пределами Лос-Анджелеса. Не ошибусь ли я, если скажу, что оно пронизывает весь мир? И стоит ли удивляться тому, что люди страдают неврозами отчужденности, депрессии, беспокойства и другими психическими расстройствами? Поглощенные мыслями о своем имуществе и сильно отождествляя себя с ним, мы уходим от самих себя.

Таким образом, собственность применяется для того, чтобы установить общественную иерархию, как это происходит в клубах, членство в которых определяется положением на социальной лестнице или астрономической суммой вступительного взноса. Есть иерархии, основанные только на теле – на цвете кожи (в Америке и Южной Африке), происхождении (как в Индии, в системе каст). Различия и предубеждения, основанные на состоянии тела, богатстве, разуме, физической силе, – всё это можно встретить на страницах истории. И всё это возникает из зависти, проистекающей из материалистичных представлений о жизни.

Не стоит удивляться, что люди стремятся раздобыть побольше «украшений» для своего эго и всеми силами стараются удержать их при себе. В каждой культуре, на протяжении всей истории человечества люди всегда были готовы лгать, обманывать, убивать, лишь бы заполучить желаемое, как на личностном уровне, так и на уровне сообществ. Вооруженные конфликты между государствами и странами часто затеваются именно для того, чтобы увеличить или защитить эту собственность. И хотя все это совершенно иллюзорно, наши желания побуждают нас укреплять «я и мое» – и количественно, и качественно.

Для того, кого интересуют лишь предметы материальные, отождествлять себя с телом – значит думать: «Я – тело». Такой человек не верит в жизнь после смерти и думает, что весь его опыт будет ограничен коротким промежутком земного существования. Само собой разумеется, такой человек, помня о том, что когда-нибудь он умрет и не сможет больше наслаждаться, захочет испытать как можно больше удовольствий (американцы моего поколения, должно быть, помнят старую рекламу пива, которая играла на этих чувствах: «Живем один раз! Бери от жизни все!»). Более того, такой человек не просто будет стараться получить от жизни по возможности больше удовольствий, но и совершенно не будет беспокоиться о том, какой ценой они получены. Правдами и неправдами – какая разница, в конце концов, когда я мертв, я мертв. Финиш. Капут. Сайонара. О чем беспокоиться? Ясно, что подобное отношение к жизни будет существенно влиять на моральный облик человека и его отношения с другими. Некоторые так и идут по жизни с девизом «Делай что хочешь» и не беспокоятся ни о наградах, ни о наказаниях, ведь жизнь, по их мнению, обрывается со смертью тела.

Таким образом, то состояние материальной жизни, в котором мы считаем себя телом, а все вещи, которые приобрели и которыми обладаем, находясь в этом теле, своими, «принадлежащими» нам, иллюзорно. Но ведь и ведическая мудрость, и простая, бесстрастная логика говорят нам, что оба эти представления совершенно ложны, поскольку однажды, стоя на пороге смерти, мы будем вынуждены расстаться и с этим телом, и со всей своей так называемой собственностью. В таком случае может ли что-то действительно принадлежать нам? Только в совершенно иллюзорном смысле. Но обратите внимание: вся человеческая цивилизация, особенно западная, основана на этой иллюзии!

Такие крайние представления о «я и мое» в том виде, в каком они существуют в западной культуре, не универсальны и никогда не были таковыми. Концепции эго и собственности проявляются самыми разнообразными способами, и мы вкратце рассмотрим некоторые из них. Но сначала нам нужно узнать еще кое-что о том, как Веды объясняют человеческую природу и поведение человека. В разговоре об экономике это очень важно, поскольку еще одно из фундаментальных допущений экономики – то, что люди действуют разумно, рационально. Нобелевский лауреат, экономист Амар-тья Сен, отмечает, что «разумное поведение... в конечном счете не отличается от описываемого фактического поведения» (Amartya Sen, On Ethics and Economics, p. 11, Basil Blackwell, New York 1987).

Недостаток этого высказывания в том, что существует целая россыпь всевозможных видов человеческого поведения, причем некоторые из них кажутся более разумными, нежели другие. Какой из них можно назвать разумным? Все или только некоторые? Сен поясняет, что хотя у экономистов есть несколько определений разумности, сторонники одного из «преобладающих подходов» приравнивают «разумность» к «максимизации собственной выгоды» (Ibid., p. 12).

Это допущение и его толкование часто используют, чтобы оправдать определенные виды экономического поведения, и в свое время мы еще об этом поговорим. Но это допущение опять-таки требует ответа на вопрос: «А что значит – собственной?». Учители ведической мудрости говорят нам, что подлинной собственной выгоды нам не найти ни в одном из видов материальной экономической деятельности. Подлинная наша выгода – понять свою истинную духовную природу, чтобы навсегда освободиться от материалистических намерений и ожиданий и от концепции «я и мое». Вся эта книга – объяснение и план того, как извлечь эту подлинную выгоду.

Экономист Роберт Нельсон отвечает на вопрос о разумности несколько иначе. Он говорит, что поведение человека не произвольно, а направленно, и для экономистов это «вопрос веры» (иначе говоря, «допущение»). Он пишет: «Экономисты утверждают, что под личиной того, что зачастую кажется распространенным заблуждением, просчетом и самообманом, на самом деле кроются глубинные и могущественные движущие силы, которые подчиняются законам, постигаемым при помощи разума» (Robert H. Nelson, Reaching for Heaven on Earth – The Theological Meaning of
Economics, p. 6 Rowman & Littlefield, Maryland 1991).

Хотя он не говорит прямо, что это за законы (и из самого высказывания его ясно, что они ему не известны), мы согласны с ним. Но эти законы не покрыты тайной, их не нужно обнаруживать. «Бхага-вад-гита» давным-давно описала эти силы и объяснила, как они воздействуют на сознание живых существ. Узнав о характере их влияния, мы поймем, как у различных людей возникают и поддерживаются различные представления «я и мое». Что это за «законы»? Полностью ли они определяют или только предопределяют поведение человека? Существуют ли другие, столь же точные представления о «разумном» поведении? И что, наверное, важнее всего есть ли какой-то способ повлиять на человеческое поведение, изменить его?

 

О чем эта книга

У вас в руках практическое руководство с кратким теоретическим сопровождением по гармоничному развитию основных составляющих разума ребенка – как сознательной, так и бессознательной сфер.

О развитии на уровне сознания написано достаточно много...

Ад на небе

На адских планетах, которые называются подземными небесными планетами, мучений нет. Почему же мы относим их к категории адских? По определению, ад — это среда, где отсутствует представление о Боге. В подземных адских мирах царит дух чувственного...

Различные качества работы, виды материального счастья

Теперь давайте на нескольких примерах рассмотрим, как качества природы влияют на экономическую деятельность. Начнем с того, кто ее совершает. Из восемнадцатой главы «Бхагавад-гиты» мы узнаём:

Тот, кто свободен от материальных привязанностей и...

Источник любви

Вы узнали о том, что не является любовью, а теперь давайте попытаемся выяснить, что же такое любовь и откуда она исходит. Источник любви можно найти лишь далеко за пределами этого материального мира. В действительности, истинная любовь не может...

Анализ астрологической карты

Основные принципы

Когда мы анализируем карту, нужно помнить и использовать все понятия, что мы узнали в предшествующих главах:

(1) Дробная карта (варга): используйте правильную варгу для интересующего вопроса. Предположим, мы смотрим «счастье от...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color