Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Два направления материального эго

Само по себе наслаждение объектами чувств заставляет дживу отождествлять себя с телом и его органами чувств. Так она забывает о своей изначальной духовной природе и ошибочно отождествляет себя с телом и органами чувств. Следствие этого – духовное невежество. Веды называют такое забвение духовной природы, когда человек считает себя материальным телом, ложным эго. Это явление состоит из двух компонентов: аханкара – «Я – действующий» (ахам – значит «я», кара – «делатель») и ахам мамети – «Я – обладатель» (ахам – «я», мама ити – «обладатель»). Таким образом, ложное эго обусловленной души следует по двум путям:

«Это я» («Я – тело») и «Это мое» («Я – владелец»). Иначе говоря, «я и мое» (Бхаг., 2.9.2):

Находящееся во власти иллюзии живое существо появляется во множестве форм, которые предоставляет ему внешняя энергия Господа. Наслаждаясь Гунами материальной природы, живое существо, заточенное в темницу тела, пребывает в заблуждении и мыслит категориями «я и мое».

Бхактиведанта Свами комментирует этот стих так:

Два типа ложных представлений о жизни – «я и мое» – присущи двум категориям людей. На низшей ступени преобладает концепция «мое», а на более высокой – ложная концепция «я». В животном мире ложные представления о «моем» есть даже у кошек и собак, которых это заблуждение заставляет драться друг с другом. То же заблуждение преобладает и на низшей ступени человеческой жизни, где оно принимает форму представлений типа «это мое тело», «это мой дом», «это моя семья», «это моя каста», «это моя нация», «это моя страна» и т. д. На более высокой ступени, на этапе умозрительного постижения мира, ложная концепция «мое» преобразуется в такие представления, как «я есть» или «всё есть я» и т. д. Все люди разделяют одни и те же ложные представления «я и мое», которые у разных категорий людей принимают разные формы.

Таким образом, у живого существа развивается определенное эго, основанное на двух аспектах представления о себе: кем я себя считаю, и чем я обладаю. Ложное эго называют ложным, поскольку оно совершенно исключает всякое представление о запредельном этому миру духовном бытии живого существа (истинном эго) и основано только на временных материальных обозначениях, которые применимы к телу лишь на протяжении короткого промежутка времени – его жизни. Представление «я и мое» усиливается сексуальным влечением между мужчиной и женщиной и всегда сосредоточено вокруг половых взаимоотношений (Бхаг., 5.5. 8-9):

Основой материального существования является взаимное влечение мужского и женского начала. Это иллюзорное влечение тугим узлом связывает вместе сердца мужчины и женщины и порождает привязанность к своему телу, дому, имуществу, детям, родственникам и деньгам. Так человек оказывается во власти иллюзорных понятий «я и мое».

Мы отождествляем себя не только со своим телом, но и с его «продолжениями»: мужем, женой, детьми, родителями, а также с общиной, нацией, страной. Отношения со всем этим создают основу нашей индивидуальности и ориентируют нас на определенное понимание этого мира и своего места в нем. Естественно, для комфортной семейной жизни нужно много всего, поэтому люди заняты тем, что обзаводятся вещами, все больше расширяя свое «я». Они покупают землю, дома, здания, мебель, одежду, транспорт и т. д. Понятие ложного эго также включает в себя и наше положение в обществе, и название рода наших занятий – царь, президент, министр, мэр, полицейский, профессор, бизнесмен, священник, менеджер или начальник, клерк, рабочий, пекарь, ткач, шофер и т. д. Мы можем гордиться собой или презирать себя, можем считать себя богатым или бедным, мужчиной или женщиной. Ложное эго может быть основано и на том, какого цвета у нас кожа: черная она, смуглая или белая. Телесные взаимоотношения с другими людьми – отцом, матерью, сыном, дочерью, сестрой, теткой, дядей, двоюродным братом или сестрой и т. д. – также составляют основу нашего ложного эго. Мы готовы расширить его еще больше, до пределов нации, думая: «Я австралиец», «Я украинец», «Я бразилец» и т. д. Но в духовном смысле всевозможные самоотождествления, относящиеся к телу и его деятельности, ложны. Ведь все эти обозначения касаются только тела и только в одной жизни. Для живого существа, души, они не имеют никакого значения. После того как тело наше умрет, мы родимся вновь, и возможно, в совершенно другой ситуации. В этой жизни у меня может быть тело ирландца, а в следующей я могу родиться какой-нибудь женщиной в Камбодже. Когда мы думаем о себе с точки зрения переселения души, мы вынуждены задаться вопросом о природе нашей истинной сущности, которая остается в стороне от этой смены «костюмов».

В рамках понятия «я и мое» мы отождествляем себя с тем, чем обладаем. Следует помнить, что обстоятельства, влияющие на формирование концепции «обладания», созданы Господом Брахмой, творцом этого мира. Однако сознанием этой концепции пронизан весь мир. Чтобы оправдать идею «права» на частную собственность, были написаны тома книг. Хороший пример тому – философ и социолог Генри Джордж, автор книги «Прогресс и нищета», посвященной частной собственности. В ней он объясняет, как в наши дни люди понимают «частную собственность».

Что составляет законную основу собственности? Что позволяет человеку справедливо утверждать: «Это мое»? Во-первых, не право ли человека на свое «я»? На использование собственных сил? На наслаждение плодами своего труда? Каждая личность – определенное, логичное, независимое целое. Каждая конкретная пара рук подчиняется конкретному мозгу и относится к определенному телу. И уже одно это делает личную собственность законной.

Поскольку каждая личность принадлежит самой себе, то и труд принадлежит личности, когда принимает конкретную форму. Поэтому то, что производит или выпускает конкретный человек, принадлежит ему, и никому более. Именно ему решать – использовать это или нет, отдать или обменять, а может быть, и уничтожить. Никто, кроме него самого, не вправе решать это. И это право на эксклюзивное обладание и наслаждение никому другому не принадлежит. Таким образом, существует ясное и неоспоримое право на всё, созданное человеческими стараниями. Оно исходит от изначального производителя, которому оно присвоено естественным законом (Henry George, Progress and Poverty, Chapter 26).

В своем анализе Джордж обошел вниманием изначального «производителя», создателя этого феноменального мира – Бога. Если изделие принадлежит только своему изготовителю, и никому более, то ни один человек в этом мире не вправе провозглашать что-либо своей собственностью, поскольку всё, что мы видим, создано Богом. Но Он создает это специально для нас, чтобы каждое существо могло жить. Лишь под влиянием майи Джордж утверждает, что мы можем быть законными владельцами чего-либо. Представление о «моем» в действительности существует лишь в нашем личном и общественном воображении. Оно установлено нормами общения, которые сильно различаются в зависимости от времени и места. Сам Джордж, хотя и высоко ставил идею частной собственности, тем не менее признавал, что земля не является ничьей собственностью и что хотя бы какой-то участок ее должен быть доступен каждому по самому факту его рождения. На примере этого философа мы можем видеть два разных представления о собственности. Ниже мы приведем еще несколько примеров.

В современной западной культуре собственность и обладание считаются совершенно естественными, и так же естественно мы отождествляем себя со своей собственностью. Лучше всего это видно на дорогах. Автомобиль отражает сущность своего хозяина – элегантный «ягуар», роскошный «мерседес», «дом на колесах», джип, лимузин с откидным верхом, степенный «седан» и, конечно же, вездесущий пикап... На ветровом стекле или бампере можно иной раз увидеть наклейку (американцы любят украшать бампер своего автомобиля кратким изложением собственной жизненной философии. Это практически неисчерпаемый поток острословия и мудрости (и, увы, грубости). Мое внимание привлекли еще такие лозунги: «Убей телевизор!», «Запеленгуй меня, Скотти, я попал не на ту планету» и «Берегись помутнения рассудка»): «У кого больше игрушек, тот умирает победителем». Прекрасный девиз для материалиста! Наши вещи в буквальном смысле слова становятся частью нас. Место, где мы живем и обедаем, клубы, которые посещаем, наше звание и чин, храм, куда мы ходим молиться, прическа, стиль одежды, маникюр, украшения, дом, мебель, предметы, которые мы коллекционируем (картины, монеты, музыку, куклы Барби), и т. д., и т. п. – все это становится частью нашего эго. Все это и многое другое – и есть то самое, при помощи чего люди определяют себя и свое место в мире. При этом они зачастую совершенно забывают о том, что находится внутри тела, о своем собственном «я». В рамках идеи «я и мое» может утратить значимость даже само понятие личности, а на первый план выходит то, что эту личность окружает.

 

Пантомима

Простая и интересная игра, в ходе которой развивается не только память. Можно играть вдвоем, втроем, вчетвером...

Первый игрок (например, игру показывает папа) говорит:

– Смотрите, какой большой дом я показываю!

И поднимает руки кверху, описывая...

Что труднее: умирать или снова родиться?

Я помню себя малышом, закутанным в пеленки и лежащим на руках матери. Мама гуляет со мной по двору… Возможно, это был мой первый осмысленный взгляд в новом воплощении. Я долго смотрел в её лицо, она была серьёзна и думала о чём-то своём....

Наследственность и темперамент

Один из вопросов, который всегда возникал у людей, когда они смотрели на своих детей, был, на кого из родителей он похож и почему, почему дети не только внешне похожи на родителей, но и по характеру, и, иногда, по болезням. Вопрос похожести...

Демоны: кто они такие?

Говорят, что все зло в мире исходит от дьявола. Чтобы дети хорошо себя вели, их иногда пугают: «Вот бука тебя заберет!» Ребенок взрослеет, «бука» становится дьяволом, и страх остается. Дьяволы настолько реальны, насколько вы этого хотите. Однако...

Доктрина шока и бедственный капитализм. Придуманный кризис

Вскоре по следам Чили последовали и другие страны, одна за другой подвергнувшись тем же испытаниям, – Уругвай, Аргентина, Бразилия (хотя в Бразилии это было менее жестоко – страна и так находилась под управлением проамериканской хунты)....

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color