Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Экономика для всех типов сознания

В первых двух главах мы исследовали неоднородную психологию людей, их природу с точки зрения Вед. Теперь, на основе этого исследования, мы подошли к возможности изучить психологию как составляющую деятельности человечества, и начнем с того, что рассмотрим различные виды экономического поведения в соответствии с тремя гунами. Мы по очереди рассмотрим все гуны, приведем примеры их влияния на чувство «я и мое» и на характер экономической деятельности. Также мы исследуем, как экономическая деятельность менялась в истории человечества, постепенно переходя от гуны благости к гуне страсти и в конечном итоге к гуне невежества. Затем, четко обозначив положение современного общества и описав влияния времени, в котором мы живем, будет не сложно с очевидной ясностью определить траекторию будущего развития человечества, наше место на ней, а также ужасный конец, ждущий нас всех, если мы вовремя не скорректируем курс развития.

Исследуя культуры народов по всему миру, мы обнаружим удивительное разнообразие в образе жизни людей. До сих пор в мире насчитывается более 3000 аборигенных культур, представители которых до определенной степени продолжают вести традиционный образ жизни, завещанный им предками. Зачастую они сталкиваются с вторжением западной культуры, входят в конфликт с ее концепциями жизни в этом мире, особенно это касается имущества и права собственности и бережного использования ресурсов природы.

Концепция собственности – это одна из составляющих ложного эго, аспект «мое». Чувство собственности разными людьми воспринимается по-разному из-за различий в культуре. Выше мы уже цитировали Шрилу Прабхупаду: «Все люди разные, соответственно, по-разному понимают концепции „я и мое", в различных оттенках». Отличия в понимании происходят из-за влияния различных комбинаций трех гун природы. Эти различия в понимании того, что такое собственность и что такое приемлемая экономическая деятельность и практика, можно резюмировать следующим образом.

Под влиянием саттва-гуны индивид признаёт Бога творцом мира и истинным его владельцем. Каждый человек, более того, каждое живое существо в мире – дитя Бога, поэтому обладает правом пользоваться ресурсами природы. Собственность понимается как общее наследство, оставленное Богом для всех, оно «наше». Члены общества в саттва-гуне с уважением и ответственностью относятся друг к другу. Производство и распределение осуществляются сообща. Стимулом экономической деятельности служит чувство долга, которое соответствует месту и времени и основано на религиозных принципах. Под влиянием саттва-гуны приходит понимание, что мы все – достойные дети Бога и разделяем дары, которые Он нам дает.

По влиянием раджа-гуны люди подменяют предписания религии собственными законами. Так они пытаются сделать мир таким, как им хочется, вопреки тому, каков он на самом деле. Узакониваются такие понятия, как владение, право собственности, обмен. Закон устанавливает право единолично владеть чем-то и передавать собственность другому. Производство и распределение теперь во власти конкуренции. Количество собственности, которой я могу владеть, зависит от моей способности производить. Я завишу только от самого себя. То, что у меня есть, я получил благодаря собственным усилиям, поэтому только я обладаю правом этим наслаждаться. Страсть создает общество победителей и проигравших, где победитель демонстрирует свое превосходство. Тебе – твое, мне – мое. Пусть победит сильнейший.

В гуне невежества устанавливается неограниченное и эксклюзивное право собственности, обретаемой обманом, сговором, взяточничеством, воровством или грабежом – любые средства хороши. Экономика в невежестве разрушает общественное благополучие, оставляя большинство в крайней нужде, без необходимых для жизни вещей, в беспомощном, одиноком и отчаянном положении. Имущество и люди становятся объектами собственности, ими неограниченно пользуются, их эксплуатируют, с ними жестоко обращаются.

Исчезает понятие «брать только необходимое для жизни». В особенности если что-то не «мое», я могу со спокойной совестью портить это. Например, чужую землю я использую для свалки своих отходов. Собственность становится важнее людей, а правящая верхушка получает право распоряжаться собственностью обычных людей. В тама-гуне производство игнорируется или основывается на насилии и рабстве. Всё необходимое можно получать, отнимая у других, любыми средствами: законными или незаконными, порядочными или непорядочными.

В XXI веке эти методы смешиваются

Рассматривая различные экономические концепции в разных гунах природы, можно проследить, как каждая из этих концепций одновременно присутствует в различных местах и при различных обстоятельствах. Качества разных гун можно обнаружить даже в одном человеке. Например, совместное обладание и желание делиться собственностью, которые свойственны саттва-гуне, можно заметить в человеке, когда он находится в кругу семьи и близких друзей; этот же человек под влиянием гуны страсти может стремиться к превосходству над конкурентами в торговых делах в рамках общества, в котором он живет; более того, одновременно он может поддерживать экономический колониализм, направленный против других стран правительством его страны, и даже участвовать в эксплуатации народов, ресурсов других стран. Такое смешанное отношение оправдывается различными концепциями «я и мое»: «моя» семья, «мой» бизнес, «моя» страна.

Мы начнем подробное исследование типов экономики с экономики в гуне благости.

 

Три вида кармы

Существует в основном 3 вида кармы, их больше, но если вы поймете эти три вещи, вы поймете всё. Диагностировать карму мы не будем, это не рекомендовано в Ведах, потому что мы запутаемся. Все кто карму диагностирует, все запутываются. Не ...

Мнимая свобода наемных рабочих

В своей книге "Commoners: Common Right, Enclosure and Social Change in England", (1700-1820 Cambridge University Press, Cambridge, 1996) Низон оспаривает мнение, согласно которому, в Англии не было крестьянского сословия или к началу...

Свобода детей

Нужно дать ребёнку свободу. Это вытекает из принципа — человек не способен получать знание из теории. Веды говорят что реализованное знание можно получить слушая человека имеющего практический опыт и затем оно закрепляется на практике. Человек...

Одержимость

Одержимость — результат насильственного вселения в тело другого существа, как правило негативной природы. Как уже говорилось, «гостей» добровольно приглашает обладатель тела. Иногда он также приглашает существ, которые вызывают одержимость, но...

Бхагавад-гита глава шестая. Дхьяна-йога

 
[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color