Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Экономика в гуне благости

Дорогой Господь, все обитатели этого мира находятся во власти гун материальной природы – благости, страсти и невежества. Каждый, начиная с великого Господа Брахмы и кончая крошечным муравьем, действует под влиянием этих гун. Так Твоя энергия воздействует на всех обитателей материального мира. Дело, которому они себя посвящают, место, где они трудятся, время и причина их деятельности, то, что они считают высшей целью жизни, а также путь к этой цели суть не что иное, как проявления Твоей энергии.

«Шримад-Бхагаватам», 7.9.20

Гуна благости чище остальных гун природы. Она просветляет живое существо и поднимает его над страстью и невежеством, даруя чистоту и ясность мысли. Пребывающие под влиянием благости испытывают настоящее счастье в материальной жизни. Такие люди действуют из чувства долга и делают то, что им следует делать. Они не обращают внимания на ложное эго и действуют с великой решимостью и энтузиазмом, оставаясь тверды и решительны и в успехе, и в неудаче. Их действия упорядочены и не зависят от привязанностей, любви, ненависти или желания насладиться плодами своего труда.

В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит, что люди делятся по своей природе на два типа: божественный и демонический. Божественные качества суть проявление гуны благости. Люди, обладающие ими, не отделяют эти качества от своих поступков, ибо им чуждо двуличие. Следовательно, эти качества должны отражаться и в экономическом поведении тех обществ, которые находятся под воздействием благости. Поэтому логично предположить, что, будучи сострадательными и склонными к милосердию, люди, составляющие эти общества, будут заботиться о каждом человеке, защищать и опекать беспомощных, больных и слабых. Не завистливые, они счастливы, видя, как процветают другие, а будучи от природы склонны к отречению, довольствуются только тем, что необходимо, чтобы без затруднений жить на земле, и избегают самовозвеличения. В саттва-гуне высшей ценностью становится жизнь (дух). Имеется в виду не только жизнь человека, но и жизнь животных, а также и самой Земли. Люди в гуне благости живут в гармонии с животными, Землей и Богом. Цель такого общества – личное (духовное) развитие, а материальные вещи ценятся лишь в той степени, в какой они помогают достигать этой цели. Как правило, совершая постоянную духовную практику, люди чувствуют внутреннее удовлетворение и не ищут удовлетворения во внешнем, то есть в приобретении собственности и имущества. Богатство при этом принадлежит общине, все ее члены пользуются им сообща, причем никто не остается обделенным. Люди, будучи свободны от желания обладать, жадности и зависти, не стремятся эксплуатировать ближнего, но, наоборот, заботятся друг о друге и защищают друг друга. В благости никто не остается брошенным, без помощи и без необходимого минимума для жизни. Работы делается ровно столько, сколько необходимо, и не больше, а свободное время используется для отдыха, общественных и гражданских дел, поклонения Богу, духовного роста и личного развития.

В культурах, находящихся под преобладающим влиянием благости, люди равно относятся к другим. Они живут буквально по золотому правилу. Люди видят в других те же чувства, эмоции и потребности, которые испытывают сами. По природе они склонны к сотрудничеству, а не к конкуренции, заботливы и не жестоки. Мужчины используют свою силу для того, чтобы защищать слабых и беспомощных от агрессоров и обидчиков, а материнские качества женщин поддерживает культуру общества, оберегая его от деградации. В культурах такого типа каждому человеку выделено определенное место в отношениях с другими. Место это определяется тем, что этот человек может сделать для других. Все люди зависят друг от друга, от навыков и способностей каждого. Чувствуя эту зависимость, каждый ощущает ответственность за других и понимает, что во взаимоотношениях с окружающими он занимает важное место. Всё это вместе составляет основу «общественного договора», который зиждется на выполнении долга, а не на юридических соглашениях.

Мир саттва-гуны – это мир, где в центре стоит личность. Общество в этом мире организовано так, чтобы каждый, кто входит в него, мог удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Под влиянием саттвы вожделение, зависть, жадность и другие низменные качества сдерживаются должным обучением и «общественным договором».

Повсюду в «Бхагавад-гите», где упоминается саттва-гуна, отмечается одна ее отличительная особенность – долг. Поэтому исполнение долга – очень важная черта саттвической культуры, где каждый член общества обязан исполнять какую-то работу. Эти обязанности – не выдумка досужего ума; они изложены в законах религии. В ведической культуре источником этих законов была «Ману-самхита», составленная Ману, прародителем человечества (Ср. англ. Man, человек).

Кроме того, общественное устройство было таково, что эти обязанности выполнялись очень личностно, принося другим непосредственное и немедленное благо. Обязательства в обществе, основанном на саттва-гуне, существуют для того, чтобы обеспечить его членам подлинную социальную защищенность, когда каждый человек чувствует себя в безопасности.

С точки зрения современной культуры описанные обязанности и долг могут восприниматься как ограничение «свободы», которой мы привыкли наслаждаться. Наша культура устроена так, что человек не имеет никаких личных обязанностей ни перед кем, кроме себя самого и, может быть, близких членов семьи. Какие-то обязанности есть у нас по работе. Но они не направлены на прямое благо какого-то конкретного человека, а даже если и направлены, то, как правило, не выходят за пределы конкретного времени и места. Наша работа и личная жизнь разделены и обособлены друг от друга. Такие ограничения обязанностей дают нам относительное впечатление свободы от тягостной необходимости думать о нуждах других и позволяют распоряжаться собственным временем по собственному усмотрению. Но с другой стороны, этот недостаток ответственности по отношению к другим порождает то, что в Бха-гаватам называется нирвшиешей и шуньявадой, имперсонализмом и философией пустоты. Пусть мы свободны от обязанностей по отношению к другим, но ведь и они не имеют никаких обязанностей по отношению к нам. В лучшем случае это приводит к тому, что каждый из нас в этом жестоком мире заботится лишь о себе. В худшем – возникает тот самый гоббсовский мир, в котором все против всех, мир изнурительной одинокой борьбы за существование. Личные взаимоотношения укрепляются узами взаимной зависимости и дают каждому члену общества ощущение безопасности – он знает, что не одинок в этом мире. А «свобода» и «независимость» требуют одиночества. Это слишком дорогая цена.

Экономика под влиянием гуны благости

Одним из главнейших качеств общества, находившегося под преобладающим влиянием благости, было то, что в нем отсутствовал мотив выгоды как таковой. Экономикой двигал мотив производительный, то есть целью деятельности было произвести конкретный предмет. Ценность производимых предметов определялась их полезностью для удовлетворения жизненных нужд, а не прибылью, которую они могли бы принести. Таким образом, мотив эксплуатации других или земли исключался. Это не обязательно были «осязаемые» предметы вроде пищи или мебели. Это могли быть образование, закон, медицина, боевые искусства и тому подобное. Более того, усилия человека, помимо того что они служили производительным целям, приносили ему моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы, будь то применение военного искусства, обучение, плетение корзин или шитье одежды... Таким образом, работа была источником огромного удовлетворения для всех членов общества.

В то время как в гуне страсти экономика функционирует посредством конкуренции, а в невежестве – эксплуатации, в благости экономическая деятельность характеризуется сотрудничеством. Каждый занимается тем делом, которое приносит ему удовлетворение, так используя свои таланты и природные способности, чтобы они естественно помогали ему в радостном взаимообмене с другими, благотворном для всех. В обществе, находившемся под влиянием гуны благости, каждый член общества делил со своими согражданами плоды общих усилий, причем каждый получал все необходимое и никто не был обделен.

Те, кто находится под влиянием саттва-гуны, признают, что все дары Земли даны человеку Богом и предназначены для блага и благополучия всех нас. Как следствие этого культура саттва-гуны признаёт за каждым право на средства к существованию. Следует отметить, что это право не связано непосредственно с исполнением долга. Обязанности выполняются не ради права сидеть за обеденным столом. Культура саттвы основана не на корысти.

Напротив, она являет собой противоположность корыстному умонастроению. Вместо желания брать, получать, обладать в ней присутствует настроение отдачи, иногда принимающее даже форму соревнования. В некоторых саттвических культурах человек мог удовлетворить все свои нужды только за счет подарков от других либо через тот или иной способ перераспределения благ.

Экономика в гуне благости использует естественный способ жизни, данный человеку Богом. По Божьему замыслу домохозяин без труда может получить всё самое необходимое для жизни: пищу, крышу над головой и одежду. Всё это можно получить от Земли почти в любой точке земного шара. Чтобы получить всё это, особенно для собственного использования, существует естественная экономика, естественный образ жизни. Непосредственный продукт усилий человека – это именно то, что ему действительно нужно, а не промежуточное средство. Производя пищу, одежду, строя жилище, человек делает это для себя. Он непосредственно заинтересован в результатах своих усилий и потому делает всё с большим старанием и усердием. Деятельность сама по себе становится для него источником удовлетворения и обоснованной гордости за произведенный результат.

При «неестественном» образе жизни, как это происходит в нынешнем мире, люди делают что-то не непосредственно для себя, а чтобы достичь чего-то другого. Большинство из них заняты работой, в которой не заинтересованы сами и от которой не получают непосредственной пользы. Они ходят на работу, чтобы заработать денег, а уж на деньги покупают то, что хотят. Поэтому большинству людей нужны только деньги, а то, что не приносит деньги, их почти не интересует. Это еще один источник нирви-шеши и шуньявады – имперсонализма и философии пустоты. Необходимость получать нечто отличное от того, что человек производит своими руками, ставит его в рискованное и уязвимое положение и делает зависимым от того, кто контролирует промежуточную переменную. В нашем обществе роль этой переменной выполняют деньги, и то, что ими управляют другие (будь то наш начальник или правительство), дает этим «другим» неестественную власть над нами. Человек, у которого есть деньги или который ими заправляет, становится влиятельным лицом, неважно, достоин он этого или нет. В результате сегодня нередко бывает, что недостойные командуют достойными, а глупость приказывает мудрости. Недостойные люди занимают высокое положение просто потому, что они заправляют деньгами, а это создает в мире беспорядок и хаос.

Напротив, важная черта экономики в гуне благости – то, что каждый, кто руководит другими, должен быть достоин этого. Причина этого в том, что взаимоотношения в таком обществе основаны на любви и долге. Право вести за собой других и командовать должно быть заслужено, обеспечено качествами, и обычно человек занимает руководящее положение после длительного периода обучения. В культуре саттвы почетом и уважением пользуются мудрость и опыт, поэтому в ней нет такого понятия, как плохой или недостойный лидер.

В благости люди сотрудничают с животным царством, защищая его одомашненных представителей и заботясь о них. Равным образом люди сотрудничают и с землей: человек заботится о земле, возвращая ей взятое посредством органического удобрения, а не только берет и берет у нее, истощая и лишая плодородия.

 

Интенсивное духовное наслаждение

На высших ступенях духовного развития наше соприкосновение с духовной реальностью может вызвать столь необычные ощущения блаженства, что физическому телу бывает трудно справиться с ними. В действительности, опыт божественной любви иногда вызывает...

Ангелы в действии

Существуют различия между ангелами и другими тонкими сущностями, например призраками. Призрак — это бестелесное существо, существо, которому не удалось воплотиться в следующем физическом теле. Хотя призраки не имеют физического тела, в них...

Бхагавад-гита глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание

 

Бхагавад-гита глава десятая. Великолепие Aбсолюта

 

Смерть во всех сферах жизни

Смерть заметна во всех сферах жизни нынешнего общества. Возьмем, к примеру, пищевую промышленность. То, что, казалось бы, должно олицетворять саму жизнь, от начала и до конца находится во власти смерти. Начиная с применения пестицидов и...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color