Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Экономика в гуне страсти под частичным влиянием тама-гуны. Подавление конкуренции

Влияние гуны невежества порождает алчность, зависть, насилие, гнев и ненависть, двуличие и обман, воровство, ложную гордость, скупость, лицемерие, разрушение и т. п. Под влиянием страсти люди видят прежде всего неравенство, считая себя выше других. А по мере того как тама-гуна, а вместе с ней и их зависть нарастает, те, кто подвержен ей, не могут вынести того, что другим хорошо. Доходит до того, что они начинают без зазрения совести эксплуатировать других, попирая их интересы. Таким образом, экономика в гуне страсти под частичным влиянием невежества характеризуется попытками увеличить собственную прибыль, прибегая к коварству, жульничеству, обману, эксплуатации, насилию, не беспокоясь о других.

Поскольку общество наше сейчас кубарем катится в невежество почти во всех сферах жизни, с экономикой, с ее методами и назначением происходит то же самое. Число примеров, которыми можно было бы проиллюстрировать страсть, граничащую с невежеством (или невежество, граничащее со страстью, ибо разница здесь почти неощутима), поистине бесконечно. Определить, чего больше – страсти или невежества, – можно по относительной доле признаков каждой гуны, описанных в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Приведу несколько примеров. В каждом из них видно намерение увеличить заработок при помощи принуждения, насилия или эксплуатации:

1. насильственное уничтожение или устранение конкурентов, чтобы оставить за собой рынки и извлечь выгоду;
2. эксплуатация рабочего при содействии правительства;
3. политика «разделяй и властвуй» по отношению к простым людям;
4. неравноправие в торговле, как в случае с Британией, грабившей Индию;
5. христианское представление о том, что человек призван господствовать над природой.

Подавление конкуренции

Одна из главных (и часто недооцениваемых) проблем денежной экономики – необходимость производить то, что человек не может использовать в прямом смысле этого слова, – деньги. Современная экономика поставила деньги между людьми и объектами их желания. Мы не можем есть деньги или надевать их на себя, но экономика так устроена, что они нужны нам и для того, чтобы есть, и для того, чтобы одеваться. Если бы не этот совершенно искусственный способ поддержания жизни, проблем, которые сейчас терзают общество, не было бы. Экономика, основанная на бумажных деньгах, была создана и навязана людям искусственно, чтобы те могли хранить и накапливать в огромных количествах ненужные богатства. Бхактиведанта Свами называет это «незаконным накоплением богатства» (Незаконным в том смысле, что оно не разрешено «Ману-самхитой», сводом законов для людей. Ману (от которого происходит английское слово man – «человек» – это полубог, устанавливающий законы для человеческого общества)

Этот искусственный денежный механизм нравится тем, кто хочет расширить чувство собственного «я», проистекающее из ложной концепции «я и мое», за счет расширения собственности. Создатели денежной экономики ловко оставили за собой исключительные привилегии, которые дает их творение: безграничную силу и власть над другими.

Использование денежной экономики взамен натурального хозяйствования, при котором люди просто производят то, что им нужно, создало еще больше проблем тем, что породило очень неестественную конкуренцию, которая, в свою очередь, привела к ссорам, борьбе, страданию и войнам. Можно без особого преувеличения сказать, что почти все войны на Западе были войнами за власть и влияние в торговле (См. J. W. Smiths Economic Democracy, особенно 2, 4 и 5 главы. Размещена на
сайте www.ied.com.).

Конкуренция неестественна, поскольку чрезмерное богатство, которое она порождает, накапливается и хранится, измеряемое совершенно искусственной мерой (бумажными деньгами). Желание чрезмерного богатства (т. е. больше того, что можно использовать в разумные сроки) приводит к желанию увеличить свое влияние на рынке. А этого можно достичь, только если ограничить деятельность конкурентов. Именно этим прославились гангстеры. Однако пользу монополии сознавали не одни только гангстеры. Как сказал один из самых главных «баронов-разбойников» Америки, Джон Д. Рокфеллер, конкуренция – это грех.

Монопольная власть над промышленностью была целью Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера и других воротил бизнеса в конце девятнадцатого века. Но в недрах Уолл-стрит скоро поняли, что самый эффективный способ обрести неоспоримую монополию – это политика, прикрываемая пропагандой пользы для общества и ради народных интересов.

Такая стратегия была подробно раскрыта в 1906 году, в книге Фредерика С. Хоува «Признания монополиста». Хоув писал:

Правила большого бизнеса сводятся к простой формуле: заполучи монополию, заставь общество работать на тебя и зарабатывай на политике. Чтобы заправлять промышленностью, надо контролировать Конгресс и правительственные органы, таким образом заставляя общество идти на работу ради вас, монополиста. Правительственный грант, монопольное право, субсидии, освобождение от налога – это куда больше, чем месторождения в Кимберли и Комстоке, поскольку, чтобы наживаться на этом, не нужно никакого труда, ни физического, ни умственного.

С тех пор эту формулу применяют повсюду, сколько бы это ни стоило.

Следует заметить, что при натуральном хозяйстве такой искусственной конкуренции не существует. Если вы обмениваете свои яблоки на чью-то пшеницу, у этой сделки существуют естественные рамки: у вас всего столько-то яблок, и больше нет, а съесть и сохранить зерна вы можете лишь столько-то. Потребность знает определенные границы, но жадность – нет. И поскольку деньги – мера богатства и они не портятся, вы можете накопить их намного больше, чем пшеницу. Прибавьте к этому еще и такое свойство накопления, как расширение эго, – и вот излишнее богатство стало пределом мечтаний. А значит, люди стремятся заработать больше, чем могут использовать в разумные сроки, и хранят эти богатства, чтобы и дальше увеличивать свое эго и власть над другими. Во всем этом явно проглядывают признаки страсти и невежества: материальные желания, чрезмерные усилия, неудовлетворенность насущным и желание большего, ложная гордость, зависть к другим, доказательство своей правоты силой, скупость, сильная конкуренция, в которой кто-то побеждает, а остальные проигрывают, важная роль индивидуальных различий, сознание своего отличия от других или своего преимущества перед остальными.

Экономист Дж. В. Смит объясняет, что правила «грабительской торговли» (как он ее называет) обеспечивают приток прибыли с окраин империи к ее правителям. Поэтому торговля ограничена таким образом, чтобы по мере возможности приносить благо власть имущим, горстке избранных, за счет всех остальных. Такой подход к экономике наметился в Средние века, в то время, когда пала феодальная система. Карл Поланьи демонстрирует, насколько ужесточила конкуренцию эта экономическая политика, начавшаяся в давно минувшие годы.

До пятнадцатого столетия города были единственными центрами коммерции и промышленности – до такой степени, что ни то, ни другое не могло совершаться за их пределами... Борьба против сельской меновой торговли и кустарного производства продолжалась как минимум семь или восемь веков... С ростом «демократического правления» эти меры становились все более жесткими... На протяжении всего XIV столетия вооруженные войска грабили крестьян в округе, забирая у них, а иногда и просто ломая ткацкие станки и сукновальни. Все города сталкивались с одной и той же проблемой: как управлять собственным рынком, то есть снижать цену товаров, приобретаемых у села, и свести к минимуму роль «посторонних» купцов. Прибегали к двум методам. С одной стороны, города стремились получить не только законное право облагать налогом торговые операции, но и право регулировать их (т. е. решать, кому, когда и что продавать). Кроме того, они пытались ограничить возможность деревень торговать и в других городах. С течением времени все эти механизмы изменили условия торговли, склонив их в пользу горожан, а значит, и городских коммерсантов и обратив против землевладельцев и крестьян (Karl Polanyi, Henri Pirenne, Eli F. Heckscher, Immanuel Wallerstein, цит. no J. W. Smith, Economic Democracy, The Institute for Economic Democracy // www.ied.com, глава «From Plunder by Raids to Plunder By Trade»)

Д-р Смит объясняет:

Горожане проигрывали жителям сельской местности на рынке сырья и готовой продукции. Для горожан, выпускавших ткани, это означало обнищание и даже голод. То же самое происходило и в других городах, с другими товарами: сельские производители накапливали технические знания и получали перевес на рынке. Процесс производства материальных ценностей надо было защитить. И тогда, чтобы сохранить зависимость сельской местности от городов и когда надо предъявлять права на природные ресурсы и технические изделия селян, эти преимущества, которые имело село, были насильно уничтожены.

Когда один город перехватывал у другого власть над сбытом сельскохозяйственной продукции, бывший владелец опять оказывался под угрозой голода. Таким образом, войны между городами-государствами Средневековья были войнами за влияние в торговле. Города-государства эволюционировали в страны, что в конечном итоге также обернулось войнами за контроль над рынком. Могущественные страны же выросли в империи, которые контролировали материальные ресурсы и торговали далеко за пределами своих границ (Smith, ibid).

 

Дришти (аспекты)

Граха дришти

Все планеты аспектируют 7-й дом от себя. Например, Солнце в Ta аспектирует Sc. Марс в Ge аспектирует Sg. Луна во Le аспектирует Aq. Юпитер в Pi аспектирует Vi. Сатурн в Cp аспектирует Cn. Найдите 7-й дом от планеты — это и есть...

Экономика для всех типов сознания

В первых двух главах мы исследовали неоднородную психологию людей, их природу с точки зрения Вед. Теперь, на основе этого исследования, мы подошли к возможности изучить психологию как составляющую деятельности человечества, и начнем с того, что...

Словарь имен и терминов

Ахам мамети – ложная концепция сознания «я и моё».

Аханкара – ложное отождествление личности с чем-то материальным; ложное эго.

Арджуна – один из пяти Пандавов, друг Господа Кришны и главный герой «Бхагавад-гиты»; центральная фигура в историческом...

Как сделать правильный выбор

Не всегда нужно есть то, что нам дают. Выбор и отвержение идут рука об руку. Если я выбираю пищу высшего качества, это означает, что я отказываюсь от низкосортной еды. И наоборот. Принять одновременно и то, и другое очень трудно. Мы видим: ...

Совершенная память

– Да нам бы хоть какую-то память. А то ведь в одно ухо влетело – в другое вылетело. Ничего не может запомнить.

Все это говорится в присутствии удивительного создания с бантиками в косичках. Когда же я говорю о недопустимости программирования...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color