Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Гуны и различные типы человеческой природы

Сказать, что люди разные, – значит ничего не сказать. Но, сколь бы разными они ни были, по различиям, которые «закреплены» за гунами, их можно грубо разделить на четыре класса. В действительности эти четыре категории людей, называемые варнами, были созданы Самим Верховным Господом, чтобы общество могло развиваться. Господь Кришна говорит в «Бха-гавад-гите» (4.13):

«В соответствии с тремя Гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью Я разделил человеческое общество на четыре сословия».

В соответствии с Гунами природы существует четыре сословия, или варны: те, кто подвержен воздействию преимущественно саттва-гуны, те, кто находится в раджа-гуне, те, на кого влияют раджас и тамас, и те, чей удел – тама-гуна. У людей каждой варны есть отличительные свойства и связанные с ними способности. В Сатья-югу существовала только одна варна, которая в Трета-югу разделилась на четыре части. В то время существовали люди, представлявшие собой «чистые» образцы варн. Они оберегали культуру, добросовестно выполняя свои обязанности. Сейчас, из-за влияния нынешнего века, невозможно найти таких идеальных представителей варн, в которых полностью воплощены соответствующие признаки. Но тем не менее полезно будет узнать, как влияют гуны на человеческое сознание в «чистом», идеальном варианте. После этого мы рассмотрим, как обстоят дела с варнами в современном мире.

Люди, на которых влияет гуна благости, способны понимать вещи как они есть, то есть могут отличить правильное от неправильного, хорошее от плохого, достойные поступки от недостойных, то, что следует делать, от того, что делать не следует, правду от лжи. Их природные качества – умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Поскольку они свободны от жадности и зависти, они – естественные предводители общества, которые могут определить, что стоит и чего не стоит делать. Они – праведная интеллигенция, чья роль в обществе – объяснить людям смысл жизни: кто мы, откуда пришли, куда идем... В ведической культуре таких людей называли брахманами. Они – руль флагманского судна общества. Но из-за своей благостной природы они не слишком активны в общественной жизни. Поэтому обществу нужны люди, на которых преобладающее влияние оказывает гуна страсти.

Влияние раджа-гуны на человеческую психику порождает природных лидеров, героев, решительных, сильных, смелых, щедрых и могущественных от рождения. Благодаря воздействию гуны страсти эти люди могут подчинять себе материальную энергию и управлять ею. Они имеют естественную склонность работать с людьми и помогать другим. Будучи более одаренными, чем остальные, они помогают поддерживать порядок в обществе и задавать курс его развитию. Они искусные дипломаты. Такие люди в культурах древности были кшатриями – царями и правителями. Но правителями не такого типа, который знаком нам по новейшей европейской истории. Они не похожи ни на римских императоров, ни на католических пап, ни на русских царей, которые определенно забыли, а может, и сознательно уничтожили последние сохранившиеся черты существовавшей когда-то ведической культуры. Настоящие кшатрии были верны принципам Вед и жили согласно предписанным обязанностям. Настоящие брахманы и кшатрии (на которых влияли соответственно благость и страсть) в Двапара-югу составляли большую часть общества, однако сейчас, в век Кали, их наберется от силы несколько человек на сотню. Их слишком мало, чтобы на практике направить человеческую деятельность в нужное русло, и поэтому требуется помощь еще одной группы – тех, на кого влияют гуны страсти и невежества одновременно.

Людей этой третьей группы на санскрите называют вайшьями. Они обладают естественной склонностью к организации и производительной деятельности. Они знают, что делать в первую очередь, что – во вторую, в третью и так далее, и понимают, как извлечь выгоду из любой сложившейся ситуации. Люди такого типа умеют «делать деньги», то есть извлекать пользу и получать что-то ценное из природных ресурсов, используя труд работников, которых они способны организовать. Вайшей можно было бы назвать на современном языке бизнесменами, если бы бизнесмены по-настоящему следовали идеалам ведической культуры. Рабочим, которых в ведической культуре называли шудрами, необходимы руководство и управление, без которого они не могут ничего произвести. При этом они способны принимать такое руководство и действовать согласно ему.

Подобное деление на четыре сословия можно обнаружить в каждом обществе, в каждой культуре. Везде должны быть (и есть) интеллигенция, управляющие, организаторы и рабочие, независимо от того, насколько точно они соответствуют идеалу, описанному выше. В Ведах эти категории называются варна-ми, и встретить их можно в каждом обществе, каждой культуре. Спешу заметить, что это описание варн не следует путать, будь то в теории или на практике, с индийской кастовой системой. Деление общества на четыре сословия происходит согласно влиянию гун, в зависимости от гуны и кармы человека, т. е. его природы и способностей. Кастовая же система – искаженное «продолжение» системы варн, и положение человека в ней определяется только его происхождением. Закрепление за человеком наследственных привилегий есть проявление невежества. Считать, что человек наследует варну, столь же глупо, как считать, будто сын врача должен автоматически считаться квалифицированным врачом только потому, что он родился в соответствующей семье, и ему не требуется обучение этой профессии. Или сын инженера должен считаться инженером, не пройдя должного обучения и не продемонстрировав необходимых познаний. Само это предположение нелепо. Аналогично этому и брахман, чтобы должным образом вести за собой общество, должен обладать определенными качествами и способностями. Это положение не должно быть номинальным, рассчитанным «на публику». Оно подразумевает конкретные требования и обязанности, которые человек должен уметь выполнять. В ведической культуре положение брахмана давало человеку определенный общественный статус и привилегии, поскольку его способности были важны для благополучия всего общества. Но требовать привилегий только из-за титула, не обладая необходимыми достоинствами, способностями и не исполняя обязанностей своего сословия, – это обман, и ничего больше. Следует добавить, что кастовая система, основанная на праве рождения, не находит подтверждения в ведической литературе и не была известна в Индии до британцев. Именно британцы, захватив Индию, разделили ее общество на касты, чтобы повлиять на культуру, подчинить ее себе (www.ndtv.com/convergence/ndtv/story.aspx?id=NEWEN20080041386).

Неотъемлемой частью системы варн является концепция обязанностей каждой из частей общества по отношению к другим, причем чем выше сословие, тем выше мера его ответственности по отношению к другим варнам. Обязанностью высших сословий было защищать низших, особенно слабых и невинных – брахманов, женщин, детей, стариков и коров. В действительности в ведической культуре каждое живое существо считалось гражданином государства и находилось под защитой царя. Обязанности каждой варны были определены Ману и зафиксированы в «Ману-самхите». Каждый член ведического общества добровольно выполнял свои обязанности, поскольку такова была культура. Ими не двигало желание личной выгоды или угроза наказания или штрафа. Поскольку эта культура основывалась на принципах гуны благости, люди в ней действовали из чувства долга – таков признак саттва-гуны.

 

Зачатие ребенка

После заключения брака, молодожены должны в течение трех дней соблюдать целибат и спать на земле. На четвертый день молодые переходят жить в дом мужа. Таким образом выполняется обряд Хома и отдаются долги духам и полубогам. После этого, в течение...

Психология питания, или волшебная кулинария

Немного статистики за 2004 год.

Каждые две секунды в России избивают женщину, а каждый час одна россиянка погибает от рук собственного мужа или любовника. 58% российских женщин хоть раз в жизни подвергались агрессии со стороны кого-либо из...

Помощь сбитым с толку

Материализм, повсюду насаждаемый в этом мире, постоянно подчиняет себе наши чувства и пытается напичкать нас искусственной питательной массой, которая не может удовлетворить нас или придать нам сил. Фактически, материализм действует как...

Что говорят Веды о гармоничной семье

Современные семьи нельзя назвать дружными и крепкими, однако еще нашим далеким предкам были известны секреты сохранения мира и благополучия в семье. Понимание истинной природы мужчины и женщины, правила зачатия, рождения и воспитания детей,...

Планеты: элементы, варны и гуны

Планеты и пять элементов

  1. Агни таттва (огненный элемент) управляет Марсом. Солнце имеет ту же природу.
  2. Бху таттва (земной элемент) управляет Меркурием.
  3. Вайу таттва (воздушный элемент) управляет Сатурном.
  4. Акаша таттва (эфирный элемент) управляет...
[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color