Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Культура в гуне страсти

Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

Б.-г., 14.17

Страсть – характерная черта современного общества, поэтому признаки этой гуны не понаслышке знакомы большинству людей. «Твори! Ваяй! Делай! Строй! Развивай!» – все это лозунги гуны страсти, раджа-гуны. Кроме того, эта гуна характеризуется конкуренцией, при которой победители устанавливают свое превосходство над проигравшими. Этот мотив пронизывает все стороны культуры, берущей начало в страсти. Спортивные соревнования популярны во всем мире, и каждые выходные сотни и тысячи, если не миллионы, людей «болеют» за свои команды. Гордость или позор нации теперь зависят не от действий ее вождей, а от мастерства футболистов, баскетболистов или игроков хоккейной сборной. В любовно-романтической сфере сильная страсть считается показателем истинной любви, а сама любовь нынче тоже завоевывается в соревновании, на глазах у многомиллионной аудитории – как, скажем, в ТВ-шоу «Холостяк».

Носители западной культуры вовлекаются в конкурентную борьбу с самого детства, стоит только крохе стать частью общества. Мы узнаём о конкуренции – то есть о необходимости доказывать свое превосходство над остальными – уже в первых классах школы, а по мере того как мы становимся подростками, эта тенденция усиливается. Родители, привыкшие к конкуренции, все раньше и раньше приносят в жертву невинность своего дитяти, заставляя его одерживать верх над другими в спортивных состязаниях или соревноваться за высокие баллы и возможность учиться в лучших школах. Разумеется, такое обучение, полученное в детстве, не проходит даром – закончив школу, люди, приученные к конкуренции в играх и учебе, становятся конкурентами в бизнесе и в карьере. Кто находится под влиянием страсти, те и в религии стараются выиграть фигуру, тем более что священнослужители нередко представляют своей пастве храмовое поклонение и уплату десятины как наилучший способ достичь материального процветания. Впрочем, молитвы тоже не идут дальше горячих просьб об удовлетворении материальных нужд и желаний. Таким просьбам церковь никаких ограничений не делает: молиться можно любому власть имущему, будь то Сам Господь Бог или кто-нибудь из мелких «божков», определяющих течение многих обычных дел этого мира.

Поэтому не стоит удивляться тому, что для людей в гуне страсти конкуренция представляет собой определяющий фактор – как в бизнесе, так и в самом фундаменте экономики, наравне с денежной системой. Конкурентная борьба за приобретение (победу) и против потери (поражения) – это то, вокруг чего вращается капитализм. И именно капитализм – наиболее предпочтительная экономическая система для культур в гуне страсти. Загляните в газету, в раздел «Бизнес», и что вы там увидите? Производство, рост, доходы, убытки, борьба за прибыль, стремление свалить конкурентов, приобретение и т. п. Мечта человека в гуне страсти – это возможность получать неограниченную прибыль посредством собственных усилий в конкурентной среде, где ничто не сдерживает личную его инициативу и любой может выбиться «из грязи в князи». В то же время тут каждый за себя, и «пусть победит сильнейший». Таким образом, потери – также важная часть экономики в страсти.

Другой признак раджа-гуны, влияние которого на современную культуру невозможно отрицать – это особое миро-восприя-тие. Гита говорит нам, что под влиянием гуны страсти человек видит живые существа пребывающими в разных телах и, таким образом, естественно воспринимает всех решительно не равными. Для него люди с разным цветом кожи неизбежно отличаются друг от друга, и равенства между ними нет и быть не может. Человек в гуне страсти будет относиться к разным людям с большим или меньшим уважением, в зависимости от их характеристик: красоты, богатства, славы и т. п. Таким образом, на статус личности в обществе, на оказываемое ей уважение и даже на открывающие-ся перед ней возможности влияют такие вещи, как происхождение, богатство семьи, личные связи и тому подобное.

Такое проявление социального неравенства в общественной и экономической сфере не ограничено капиталистическими странами. В более древних обществах, где сохранилась жесткая кастовая система или другие виды социальной иерархии, влияние страсти точно так же выражается в экономической дискриминации и неравенстве. Эту дискриминацию порождает разность во внешних признаках – телесных и социальных, одних людей мы считаем «подходящими» нам, ровней, а других «неподходящими», неровней. Привилегированные пожинают плоды в виде богатства, те же, кто по статусу ниже, как правило, лишаются и привилегий, и наград, и возможностей, а часто и самого необходимого для достойной жизни.

Страсть граничит с благостью и невежеством и проявляется в очень широком спектре деятельности в зависимости от влияния этих гун. Страсть, на которую воздействует гуна благости, естественным образом связана с развитием семьи, с искусством, торговлей, инфраструктурой – целыми пластами культуры, – она направлена на благо и процветание всех членов общества. Культура по своей природе всеохватна, эгалитарна, преследует высокие, даже величественные идеалы. Страсть, на которую воздействует благость, стремится главным образом строить и развивать прекрасный мир для всех членов общества. Первоочередная ее задача – не просто работа или даже хорошая работа, но работа, которую выполняют с достоинством и гордостью, стараясь довести свое дело до совершенства. Деньги используются как средство, призванное содействовать этим усилиям, но соображениям прибыли отводится далеко не первое место. К деньгам могут иногда даже относиться с опаской.

По мере того как влияние благости убывает и нарастает влияние невежества, внимание все больше сосредотачивается на «особых» группах людей, связанных между собой кровными, брачными или другими общественно значимыми узами. Появляются понятия «свой» и «чужой», и возникает неравенство. Развитие теперь – удел всё более и более узкого круга представителей культуры или группы. Даже в кругу «своих» царит атмосфера конкуренции, и члены этой группы состязаются друг с другом за первенство. Образуется строгая, почти стайная иерархия. Неослабная погоня за результатами и званиями, сопровождаемая вожделением, завистью и жадностью, подхлестывает стремление к личной выгоде.

А откуда обычно берется эта выгода? Чаще (и легче) всего ее получают за счет слабых, «нижестоящих» представителей общества – аутсайдеров, у которых нет выбора и которые вынуждены довольствоваться тем, что имеют. Влияние тама-гуны на раджа-гуну приводит к расколу общества на имущих и неимущих. Чем сильнее влияние невежества, тем грубее становится этот раскол.

По мере того как влияние тама-гуны растет, а влияние саттвы уменьшается, сходные изменения происходят во всех сферах жизни: семье, воспитании детей, образовании, инфраструктуре, обществе, культурной жизни и т. д., потому что все заняты только тем, что происходит «здесь и сейчас», а до будущего никому нет дела. Первыми страдают бедные – общество забывает об их нуждах, об их здоровье, о дорогах, водопроводе и канализации для них. И чем больше имеет «верхушка», тем шире становятся массы слабых и отверженных. Отсутствие должного ухода приводит к порче и разрушению инфраструктуры и самого общества, к деградации людей. Ослабленная корыстными интересами, культура либо падает под натиском извне, либо разрушается изнутри, либо происходит и то, и другое. В результате – хаос, разрушение, коллапс. Такова общая схема развития всех цивилизаций в истории Запада, в том числе, по мнению некоторых, и нынешней, которая находится сейчас на стадии вырождения. Однако наш случай особенный, и особенность эта в том, что современная культура не ограничена рамками какого-либо географического пространства, а охватывает весь земной шар. Если она падет, это приведет к гибели сразу всего человечества.

Дойдем ли мы до этого? Это уже началось. Подходящий пример – нынешний развал Зимбабве. Да и другие африканские страны отстают ненамного. Американская экономика, которая уже пошатнулась в 2008 году, и прогноз на будущий год, увы, неутешителен – тоже на грани. «Народная мудрость», широко представленная в Интернете и книгах (таких как «Америка. Крах империи» или «Возмездие. Последние дни американской республики»), говорит нам, что придерживаться прежнего курса нельзя. Это самоубийство – вот что пытаются донести до нас. Будущее все еще можно изменить, еще не поздно произвести необходимые перемены, чтобы оно стало другим, лучшим. Нужно только захотеть. Цель данной книги – показать, как это сделать.

Всеобщая тенденция цивилизации в эпоху Кали – переходить от гуны благости к невежеству. Это совершенно четко отражено в экономической деятельности, которая представляет собой не что иное, как зримое воплощение людского сознания. Следует упомянуть, что в различных слоях общества экономические методы и тенденции сильно разнятся. Мы продемонстрируем это ниже. Зачастую народ не согласен с методами и поступками «вожаков» общества, но вынужден подчиняться грубой силе. В этой главе мы рассмотрим, как на экономику в гуне страсти воздействуют благость и невежество. Однако я не хочу, чтобы у читателя сложилось представление, что этот процесс всегда и везде проходит одинаково, без отклонений. В каждой части света эта последовательность своя, особая. Однако общая тенденция одна и та же, в особенности сейчас, когда у людей появилась возможность много путешествовать и культура стала более однородной.

 

Архетип воина, романтика

Для проработки этого архетипа совсем не обязательно представлять себя на какой-то войне и в конкретное время. Хотя многим намного проще описать, что бы они чувствовали, окажись они на месте одного из 300 спартанцев или 28 панфиловцев.

Каждый...

Последствия от безличностного воспитания

И безличное воспитание происходит из-за того, что в этот век деградации происходит отчуждение людей друг от друга. Люди становятся очень сухими по отношению друг к другу, всем становится трудно понять, что можно получить огромное счастье от...

Цель — стать трансцендентным

Развитие осознанного служения

Хотя духовные люди не ищут какой-либо материальной награды, многие из них не достигли еще такого уровня самоотверженности, чтобы всегда действовать бескорыстно. Некоторые эгоцентричные мотивы обычно проникают в наше...

Причина — неверное использование сексуальности

Сексуальность — это могущественная сила, которая может выражаться конструктивно и разрушительно. Хотя сексуальная энергия может стать стимулом развития цивилизации, она же может погубить ее. Но наши лидеры не осознают необходимости контроля...

Другие силы

Введение

При оценке результатов домов и планет, мы должны оценить их силу. Иногда мы должны сравнивать силу двух планет и определять доминирующую. Например, при определении арудхапады дома в Скорпионе, нам нужно выбрать сильнейшего между Марсом и...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color