Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Культура в гуне страсти

Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

Б.-г., 14.17

Страсть – характерная черта современного общества, поэтому признаки этой гуны не понаслышке знакомы большинству людей. «Твори! Ваяй! Делай! Строй! Развивай!» – все это лозунги гуны страсти, раджа-гуны. Кроме того, эта гуна характеризуется конкуренцией, при которой победители устанавливают свое превосходство над проигравшими. Этот мотив пронизывает все стороны культуры, берущей начало в страсти. Спортивные соревнования популярны во всем мире, и каждые выходные сотни и тысячи, если не миллионы, людей «болеют» за свои команды. Гордость или позор нации теперь зависят не от действий ее вождей, а от мастерства футболистов, баскетболистов или игроков хоккейной сборной. В любовно-романтической сфере сильная страсть считается показателем истинной любви, а сама любовь нынче тоже завоевывается в соревновании, на глазах у многомиллионной аудитории – как, скажем, в ТВ-шоу «Холостяк».

Носители западной культуры вовлекаются в конкурентную борьбу с самого детства, стоит только крохе стать частью общества. Мы узнаём о конкуренции – то есть о необходимости доказывать свое превосходство над остальными – уже в первых классах школы, а по мере того как мы становимся подростками, эта тенденция усиливается. Родители, привыкшие к конкуренции, все раньше и раньше приносят в жертву невинность своего дитяти, заставляя его одерживать верх над другими в спортивных состязаниях или соревноваться за высокие баллы и возможность учиться в лучших школах. Разумеется, такое обучение, полученное в детстве, не проходит даром – закончив школу, люди, приученные к конкуренции в играх и учебе, становятся конкурентами в бизнесе и в карьере. Кто находится под влиянием страсти, те и в религии стараются выиграть фигуру, тем более что священнослужители нередко представляют своей пастве храмовое поклонение и уплату десятины как наилучший способ достичь материального процветания. Впрочем, молитвы тоже не идут дальше горячих просьб об удовлетворении материальных нужд и желаний. Таким просьбам церковь никаких ограничений не делает: молиться можно любому власть имущему, будь то Сам Господь Бог или кто-нибудь из мелких «божков», определяющих течение многих обычных дел этого мира.

Поэтому не стоит удивляться тому, что для людей в гуне страсти конкуренция представляет собой определяющий фактор – как в бизнесе, так и в самом фундаменте экономики, наравне с денежной системой. Конкурентная борьба за приобретение (победу) и против потери (поражения) – это то, вокруг чего вращается капитализм. И именно капитализм – наиболее предпочтительная экономическая система для культур в гуне страсти. Загляните в газету, в раздел «Бизнес», и что вы там увидите? Производство, рост, доходы, убытки, борьба за прибыль, стремление свалить конкурентов, приобретение и т. п. Мечта человека в гуне страсти – это возможность получать неограниченную прибыль посредством собственных усилий в конкурентной среде, где ничто не сдерживает личную его инициативу и любой может выбиться «из грязи в князи». В то же время тут каждый за себя, и «пусть победит сильнейший». Таким образом, потери – также важная часть экономики в страсти.

Другой признак раджа-гуны, влияние которого на современную культуру невозможно отрицать – это особое миро-восприя-тие. Гита говорит нам, что под влиянием гуны страсти человек видит живые существа пребывающими в разных телах и, таким образом, естественно воспринимает всех решительно не равными. Для него люди с разным цветом кожи неизбежно отличаются друг от друга, и равенства между ними нет и быть не может. Человек в гуне страсти будет относиться к разным людям с большим или меньшим уважением, в зависимости от их характеристик: красоты, богатства, славы и т. п. Таким образом, на статус личности в обществе, на оказываемое ей уважение и даже на открывающие-ся перед ней возможности влияют такие вещи, как происхождение, богатство семьи, личные связи и тому подобное.

Такое проявление социального неравенства в общественной и экономической сфере не ограничено капиталистическими странами. В более древних обществах, где сохранилась жесткая кастовая система или другие виды социальной иерархии, влияние страсти точно так же выражается в экономической дискриминации и неравенстве. Эту дискриминацию порождает разность во внешних признаках – телесных и социальных, одних людей мы считаем «подходящими» нам, ровней, а других «неподходящими», неровней. Привилегированные пожинают плоды в виде богатства, те же, кто по статусу ниже, как правило, лишаются и привилегий, и наград, и возможностей, а часто и самого необходимого для достойной жизни.

Страсть граничит с благостью и невежеством и проявляется в очень широком спектре деятельности в зависимости от влияния этих гун. Страсть, на которую воздействует гуна благости, естественным образом связана с развитием семьи, с искусством, торговлей, инфраструктурой – целыми пластами культуры, – она направлена на благо и процветание всех членов общества. Культура по своей природе всеохватна, эгалитарна, преследует высокие, даже величественные идеалы. Страсть, на которую воздействует благость, стремится главным образом строить и развивать прекрасный мир для всех членов общества. Первоочередная ее задача – не просто работа или даже хорошая работа, но работа, которую выполняют с достоинством и гордостью, стараясь довести свое дело до совершенства. Деньги используются как средство, призванное содействовать этим усилиям, но соображениям прибыли отводится далеко не первое место. К деньгам могут иногда даже относиться с опаской.

По мере того как влияние благости убывает и нарастает влияние невежества, внимание все больше сосредотачивается на «особых» группах людей, связанных между собой кровными, брачными или другими общественно значимыми узами. Появляются понятия «свой» и «чужой», и возникает неравенство. Развитие теперь – удел всё более и более узкого круга представителей культуры или группы. Даже в кругу «своих» царит атмосфера конкуренции, и члены этой группы состязаются друг с другом за первенство. Образуется строгая, почти стайная иерархия. Неослабная погоня за результатами и званиями, сопровождаемая вожделением, завистью и жадностью, подхлестывает стремление к личной выгоде.

А откуда обычно берется эта выгода? Чаще (и легче) всего ее получают за счет слабых, «нижестоящих» представителей общества – аутсайдеров, у которых нет выбора и которые вынуждены довольствоваться тем, что имеют. Влияние тама-гуны на раджа-гуну приводит к расколу общества на имущих и неимущих. Чем сильнее влияние невежества, тем грубее становится этот раскол.

По мере того как влияние тама-гуны растет, а влияние саттвы уменьшается, сходные изменения происходят во всех сферах жизни: семье, воспитании детей, образовании, инфраструктуре, обществе, культурной жизни и т. д., потому что все заняты только тем, что происходит «здесь и сейчас», а до будущего никому нет дела. Первыми страдают бедные – общество забывает об их нуждах, об их здоровье, о дорогах, водопроводе и канализации для них. И чем больше имеет «верхушка», тем шире становятся массы слабых и отверженных. Отсутствие должного ухода приводит к порче и разрушению инфраструктуры и самого общества, к деградации людей. Ослабленная корыстными интересами, культура либо падает под натиском извне, либо разрушается изнутри, либо происходит и то, и другое. В результате – хаос, разрушение, коллапс. Такова общая схема развития всех цивилизаций в истории Запада, в том числе, по мнению некоторых, и нынешней, которая находится сейчас на стадии вырождения. Однако наш случай особенный, и особенность эта в том, что современная культура не ограничена рамками какого-либо географического пространства, а охватывает весь земной шар. Если она падет, это приведет к гибели сразу всего человечества.

Дойдем ли мы до этого? Это уже началось. Подходящий пример – нынешний развал Зимбабве. Да и другие африканские страны отстают ненамного. Американская экономика, которая уже пошатнулась в 2008 году, и прогноз на будущий год, увы, неутешителен – тоже на грани. «Народная мудрость», широко представленная в Интернете и книгах (таких как «Америка. Крах империи» или «Возмездие. Последние дни американской республики»), говорит нам, что придерживаться прежнего курса нельзя. Это самоубийство – вот что пытаются донести до нас. Будущее все еще можно изменить, еще не поздно произвести необходимые перемены, чтобы оно стало другим, лучшим. Нужно только захотеть. Цель данной книги – показать, как это сделать.

Всеобщая тенденция цивилизации в эпоху Кали – переходить от гуны благости к невежеству. Это совершенно четко отражено в экономической деятельности, которая представляет собой не что иное, как зримое воплощение людского сознания. Следует упомянуть, что в различных слоях общества экономические методы и тенденции сильно разнятся. Мы продемонстрируем это ниже. Зачастую народ не согласен с методами и поступками «вожаков» общества, но вынужден подчиняться грубой силе. В этой главе мы рассмотрим, как на экономику в гуне страсти воздействуют благость и невежество. Однако я не хочу, чтобы у читателя сложилось представление, что этот процесс всегда и везде проходит одинаково, без отклонений. В каждой части света эта последовательность своя, особая. Однако общая тенденция одна и та же, в особенности сейчас, когда у людей появилась возможность много путешествовать и культура стала более однородной.

 

Раси (Знаки)

Введение

В быстром обзоре мы узнали, что зодиак — 360° — подразделен на 12 равных частей по 30°, которые названы раси (знаки). Мы узнали как определять разные раси. Различные раси имеют отличные свойства и представляют различные вещи. Мы узнаем их...

Поддержание гармонии разума ребенка

После (или в процессе) освоения двух предыдущих упражнений можно переходить непосредственно к тому, что влияет на развитие разума младенца. А именно: к общению с малышом не только на уровне сознания, но и подсознания.

Самый простой способ...

Бхагавад-гита глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание

 

Счастье и страдания

Сейчас есть проблема — высшей цели не обучают ни в школах, ни в академиях, нигде. Я общался много с академиками, ну и что? Какой от них толк в этом плане? Они так же ни чего не знают, как и все обычные люди. Он может всю жизнь изучать траву ...

Понимание ребенка

Многие мамы начинают замечать, что понимание того, что требуется для ребенка, им приходит как бы само собой, интуитивно. Со временем они начинают отличать свои мысли и то, что идет изнутри, и уверенно пользуются таким проявлением интуиции.

А если...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color