Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Материальная энергия и ее влияние на сознание человека

В материальном мире душа подобна путешественнику в чужой стране. В наши дни, если вы едете в экзотические страны, вас заставят сделать определенные прививки, чтобы вы не подхватили болезнь, к которой у вас нет врожденного иммунитета. Материальный мир для чистого духовного существа —такое же зараженное, опасное место. На самом деле всё в этом мире обладает способностью заразить душу. Просто соприкасаясь с материальной энергией, джива «заражается» ее качествами. Это влияние называют на санскрите гуна, что буквально значит «веревка». Представьте, как беспомощного человека, связанного веревками, таскают туда-сюда. Так же легко и гуны, которых насчитывается три, «таскают» наше сознание.

В четырнадцатой главе «Гиты» Господь Кришна объясняет природу гун Арджуне. Но прежде чем сделать это, Он сообщает своему слушателю об огромной ценности этого знания. Кришна говорит: «Я возвещу тебе эту высшую мудрость, самое возвышенное знание, познав которое, все великие мудрецы достигли высшей ступени совершенства. Тот, кто непоколебимо утвердился в этом знании, обретает такую же духовную природу, как у Меня. Такой человек больше не родится при сотворении этого мира и не будет страдать при его уничтожении». Знание это, когда его используют должным образом, очень могущественно. Так же, как для заключенного важен ключ, отпирающий тюремную камеру, так и для нас, заключенных в материальном мире, должен представлять ценность этот ключ ведического знания, поскольку он отпирает двери в духовную свободу, открывает замок нашего собственного невежества.

Шри Кришна описывает гуны в «Бхагавад-гите»:

Материальная природа состоит из трех гун – благости (саттва-гуны), страсти (раджа-гуны) и невежества (тама-гуны). Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обуславливают его.

Гуна благости (саттва), будучи чище других гун, просветляет живое существо и, неся знание и понимание, избавляет человека от всех последствий его грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны возвышаются, но привязываются к материальному представлению о счастье.

Гуна страсти (раджас) порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она... связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности. Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в стяжание, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет ненасытное вожделение и неуемную жажду наслаждений. Но работа, выполняемая под влиянием этой гуны, в конечном итоге не принесет ничего, кроме страданий для самого человека и для других.

Гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде глупости, жестокости, ошибочного поведения, лени и сна. Деятельность в гуне невежества лишает живое существо разума. Невежество связывает обусловленную душу и заставляет ее действовать против собственных интересов. Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, о сын Куру, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии.

Гуна благости несет понимание, знание и счастье, гуна страсти – алчность и печаль, а гуна невежества – разрушение, безумие и иллюзию. Страсть порождает творение, благостью поддерживается всё сущее, а невежество приводит к разложению, распаду и разрушению.

Не признавая духовной природы человека, считая его телом и ничем другим, современная теория общества предполагает, что люди обретают свои качества в результате социальной обусловленности. Но «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам» добавляют к пониманию поведения человека еще один важный аспект. Они описывают влияние гун на понимание, знание и поведение человека. В «Шримад-Бхагаватам» сведения, изложенные в Гите, расширяются. Там говорится о природе или характере воздействия на живое существо конкретных гун природы.

Власть над собственными чувствами и умом, терпение, проницательность, строгое исполнение предписанных обязанностей, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность независимо от обстоятельств, щедрость, отказ от удовлетворения чувств, вера в духовного учителя, отвращение к неподобающим поступкам, отзывчивость, простота, смирение, внутренняя удовлетворенность, отрешенность от материального ума, отвлечение чувств от материи – всё это качества, присущие человеку в гуне благости.

Материальные желания, чрезмерные усилия, дерзость, неудовлетворенность даже при достижении желаемого, ложная гордость, молитвы о материальном процветании, искажение разума вследствие чрезмерной активности, неспособность оторвать познающие чувства от материальных объектов, изменчивость ума, склонность считать себя лучше других и отличающимся от других, удовлетворение чувств, безрассудное желание сражаться, пристрастие к выслушиванию хвалебных слов о себе, склонность высмеивать других, похвальба своей отвагой, оправдание своих поступков силой – всё это качества человека в гуне страсти.

Неконтролируемый гнев, язвительность, склонность говорить, исходя из собственной ложной гордости и не опираясь на авторитет шастр, ненависть, склонность к насилию, жизнь за счет других, лицемерие, постоянная вялость, склочность, скорбь, заблуждение, несчастли-вость, депрессия, ложные надежды, страх, лень, сонливость, неосведомленность о своем высшем духовном «я», неумение сосредоточиться – всё это главные качества, присущие человеку в гуне невежества.

На все грани материальной энергии, как и на поступки человека, влияет определенное сочетание гун. Шри Кришна объясняет, что каждый, кто живет в материальном мире, подвержен влиянию гун. А в последних нескольких главах Гиты он рассказывает об их воздействии на веру, поклонение, аскезу, жертвоприношения, благотворительность, покаяние, пищу, время дня и ночи, знание, действие, понимание, решимость, счастье, работу или выполнение деятельности и того, кто совершает действие.

 

Предисловие

Предисловие редактора

Книга«Духовный воин: духовные истины в психических явлениях» составлена из обработанных лекций о метафизических явлениях, прочитанных Джоном Фэйворсом. Первоначальное, устное, изложение тем не соответствует стилю, принятому в...

«Я и мое» в тама-гуне. Капитализм

Под влиянием тама-гуны мы все оказались в обществе, в котором «победитель получает все». И победители, надо заметить, стараются ухватить как можно больше, вырвав победу с помощью обмана, вымогательства, эксплуатации, насилия и прочего ужасного...

Последствия от воспитания в невежестве

Один вариант воспитания в невежестве, когда ребёнок полностью лишается контроля со стороны родителей. Родители тогда говорят: «Ты гуляй, делай что хочешь, чтобы только нас не беспокоили твои учителя» или «Что из тебя получится, то и получится»....

Материальная энергия и ее влияние на сознание человека

В материальном мире душа подобна путешественнику в чужой стране. В наши дни, если вы едете в экзотические страны, вас заставят сделать определенные прививки, чтобы вы не подхватили болезнь, к которой у вас нет врожденного иммунитета. Материальный...

Предисловие

Это не обычная книга по экономике. Те, кто ожидает найти здесь привычные для себя «хедж-фонды», «деривативы», «курсы обмена валют», «торговый баланс», «дефицитное расходование», «денежно-кредитную политику» и тому подобное, возможно, будут...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color