Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Неограниченная частная собственность

Ранее мы вкратце исследовали иллюзию собственности, теперь же мы хотим взглянуть на нее как на одну из основополагающих аксиом современной экономической мысли. В современной культуре неограниченное накопление человеком богатства считается вполне законным и нравственно приемлемым. Почти все полагают, что это естественно, нормально, поэтому данное явление не вызывает никаких вопросов. Вся наша экономика строится на этом представлении. У каждого есть «своя» собственность, отдельная от собственности остальных. Кроме того, мы привыкли думать, что у каждого есть Богом данное право все больше и больше увеличивать эту собственность. Но экономика устроена так, что увеличение собственности происходит за счет других. В некоторых случаях имеет место равноценный обмен, но так происходит далеко не всегда. Частенько люди вынуждены отдавать большие деньги за предметы первой необходимости, что приводит ко всё большему разрыву в благосостоянии граждан: с одной стороны – миллиарды людей, живущих в крайней нужде, с другой – миллиардеры, которые даже не могут сказать точно, сколько у них денег, не говоря уж о том, чтобы как-то разумно их использовать. Возможность накапливать собственность без ограничений – проклятие цивилизации, но и это еще не все. Сама идея о том, что живое существо может обладать чем-либо, – это одна из основных иллюзий материального мира. В культурах, в которых уделялось внимание духовности, людей учили остерегаться таких побуждений и искали способы и средства свести подобные тенденции к минимуму.

Само понятие собственника подразумевает контроль, власть. К примеру, если вы владеете домом или машиной, вы можете управлять ими. У вас есть ключи от них, и они предназначены для вашего личного пользования. Но как вы стали их владельцем? Вы либо сами их создали, либо отдали их бывшему владельцу что-то ценное (обычно это бывают деньги) в обмен на них. Первым собственником был производитель, который собрал тысячи деталей в одно целое. Но где он взял сырье для этих самых частей? Естественно, из земли, откуда же еще? А кто является собственником земли и ее запасов? Это один из самых важных – самый важный! – вопрос экономической теории, поскольку ответ на него представляет собой основу всего нашего экономического поведения.

Нам могут возразить, что никто не владеет землей, поскольку никто ее и ее ресурсов не создавал. А значит, их можно брать. Такова позиция атеистов, которые эксплуатируют землю ради собственного обогащения. Другие могут сказать, что мир создан Богом, но создан для нашей пользы, поэтому земные запасы принадлежат нам. Хотя в этом последнем случае вера в Бога присутствует, конечный результат, к которому приводят эти два подхода, одинаков – люди пытаются безгранично наживаться на природных ресурсах, не ограничиваясь выделенной им долей и не думая о будущем. Есть и третий вариант: Бог создал мир на благо всех Своих детей – всех живых существ, которые обитают здесь по Его предопределению, а значит, имеют право на свою долю каждый. Такой подход прослеживается в ведической литературе, и проиллюстрировать его можно следующим примером.

Допустим, человек идет по улице и находит бумажник, в котором лежит 500 долларов. Отреагировать на это можно по-разному. Можно сказать: «Это не мое!» – и пройти мимо, оставив бумажник лежать на дороге. Можно подобрать со словами: «Вот повезло!» – и взять деньги себе. А можно задуматься о том, что кто-то потерял этот бумажник с деньгами, поискать на нем какие-нибудь опознавательные знаки и попытаться вернуть деньги настоящему владельцу.

Поведение первого прохожего, – это пример искусственной отрешенности. Хотя он не украл деньги, он и не оценил их, и не узнал, кто их владелец. Второй прохожий, который взял деньги себе, – явно вор. А третий, который понял ценность своей находки и попытался вернуть ее владельцу, поступил правильно.

В этом свете можно взглянуть на весь мир. Раз естественным владельцем вещи является тот, кто ее сделал, владельцем этого мира является тот, кто его сотворил. И эта личность повсюду называется Богом. Бог владеет и повелевает всем, как о том сказано в первом тексте «Ишопанишад»: «Всё живое и неживое в этой вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо ему и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит». Это указание, если ему следовать, гарантирует каждому все необходимое для достойной жизни, ведь в Ишопанишад говорится и о том, что Бог позаботился обо всех живых существах, которых Он поместил в материальный мир. Но если кто-то берет больше, чем положено ему по праву, тогда кто-то другой лишается чего-то жизненно необходимого.

Мы можем какое-то время заявлять о своих притязаниях на собственность. Но наше право на собственность весьма ограничено. Сто лет назад всем, что есть в этом мире, «владели» другие. Где сейчас притязания этих людей на обладание чем-либо? Их нет. Всё обратилось в пустоту. Когда они умерли, «право собственности» перешло к другим, а когда эти другие умрут, оно перейдет к кому-нибудь еще. Через сто лет всем, чем мы «обладаем», будет владеть кто-то другой. Что станет с нашим «правом собственности»? Его не будет. Поэтому, как говорится в Ишопанишад и «Бхагавад-гите», ничто в этом мире мы не можем считать по-настоящему своим. Во-первых, всем и так уже владеет Бог. Во-вторых, всё, что мы объявляем своим, остается таковым лишь очень короткое время. Поэтому наши притязания на собственность иллюзорны. А поскольку ничто нам по-настоящему не принадлежит, все наши попытки обмена – в том числе и операции на мировом рынке, о которых мы столько слышим – всего лишь дележ награбленного, которым дружно занимается шайка ворья для собственного удовольствия.

Частная собственность кажется нам естественной, поскольку наша аханкара (ложное эго) вращается вокруг «я и мое». Та часть ложного эго, которая называется «мое», естественным образом склонна к идее собственности. Считаем ли мы себя обладателями жалких грошей нищего или же миллиардов долларов капиталиста – это выдает в нас одно и то же умонастроение. Многие писатели говорили о колоссальном неравенстве, проистекающем из права на неограниченное владение собственностью, и призывали ввести ограничения на то, что человек может назвать своим. Но по ведическим меркам следует опасаться любого сознания собственности, как мы опасаемся болезни. С духовной точки зрения не количество имущества имеет значение, но само ложное представление о том, что мы можем владеть чем-либо. Такое представление удерживает атму в материальном мире, где повторяются рождение и смерть.

Различные материалистические концепции экономики составляют совершенную оппозицию Ишопанишад, независимо от того, какие знамена реют над ними: капитализма, коммунизма, социализма или какие-нибудь еще. Капиталист объявляет огромные ресурсы своей собственностью – своей или своей корпорации, то есть ресурсы находятся во власти человека, у которого на руках контрольный пакет акций. Коммунисты объявляют, что природные ресурсы принадлежат государству. Это значит, что они принадлежат человеку, который представляет в своем лице это государство. Цель и того, и другого государственного строя – присвоить собственность Господа, сделать ее достоянием нескольких человек. Хотя обычно коммунистов и капиталистов считают философскими противниками, в одном они сходятся – в попытке завладеть собственностью Господа и сосредоточить ее в руках горстки избранных. Социалисты говорят, что собственниками являются все. Это ближе к истине, однако социалисты тоже упускают суть, поскольку не признают, что всё принадлежит Богу. Многие люди в наши дни провозглашают свое право обладать любыми ресурсами, которые могут приобрести: землей, зданиями, потребительскими товарами, животными. Поскольку все мы воспитаны в таком духе, нам кажется, что это нормально, ничего естественнее в этом мире и быть не может. Но что будет, если мы остановимся и задумаемся над этим вопросом на минутку или две? Мы поймем, что ничто в мире нам не принадлежит в полном смысле этого слова. Мы пришли сюда ни с чем и ни с чем уйдем. А в промежутке между тем и другим, если мы что-то и называем или считаем «своим», – это просто иллюзия, которую внушила нам майя.

Мы имеем право на то, что необходимо для нормальной жизни, как говорится в «Ишопанишад» (текст 2). Там же сказано, что такой образ жизни совершенно необходим и достаточен: «Постоянно поступая подобным образом, человек может стремиться прожить сотни лет, ибо такая деятельность не связывает его законами кармы. Иного пути для человека нет». Выражение «иного пути для человека нет» означает, что ничто другое не может удовлетворить человека. Нет альтернативы, которая принесла бы человеку продолжительные успех и счастье. Если мы следуем наставлениям Вед и видим всё сущее связанным с Богом, признаём, что Он дает нам всё необходимое для жизни, то должны принять и то, что с точки зрения материалиста может выглядеть как ограничение. Это достигается преодолением ограниченности материального восприятия и переходом в духовную реальность. Бхакти-веданта Свами описывает план Господа так:

Бедность – проклятье для человека, живущего материальными представлениями о жизни. Но те, кто богат духовно, не имеют ничего общего с нищетой или богатством этого мира. Живые существа не созданы для нищеты, поскольку они – частицы Верховного Господа, владыки всего сущего. Каждое живое существо имеет неотъемлемое право наслаждаться собственностью Господа – как сын наследует имущество отца. Это закон. Но, околдованные иллюзией, мы забыли о своих отношениях с Верховным Отцом и потому страдаем (Quest for Enlightenment, Bhaktivedanta Book Trust, Los Angeles, CA).

Люди, богатые духовно, знают свое место в этом мире и знают, как обрести духовное удовлетворение и свободу от материальных представлений о жизни. Поэтому они не жаждут бессмысленного накопления материальных вещей. Они счастливы тем, что имеют, пользуются этим, пока могут использовать его должным образом, а потом передают кому-то другому.

Частная собственность – краеугольный камень атеистической экономики. Соглашаясь с идеей частной собственности, мы разделяем мир, поскольку у каждого в нем появляются свои интересы, отличные от интересов других людей. Каждый становится сам за себя, а это означает одиночество, печальное одиночество. Попытки жить этой иллюзией, считая ее реальностью, опутывают нас колдовской сетью неразрешимых проблем.

 

Философия — любовь к мудрости

Цель философии — осветить путь, следуя по которому, можно избавиться от страданий. Мы выбрали главное филосовское направление, основанное на традиции древней Индии - философии Вед. Исторически данная традиция никогда не считала философию уделом...

Бхагавад-гита глава вторая. Краткое изложение «Бхагавад-гиты»

 

Возможность контактов с высшими силами

Опыт, с которым вы сталкиваетесь на земле и на небесных планетах, необходим как часть «программы роста», которую вы должны пройти, чтобы вернуться в свой истинный дом — в духовный мир. В соответствии с тем, что именно вам нужно для духовного...

Корпорации реальны, необходимы и полезны

С самого своего появления и до наших дней корпорации были орудием извлечения прибыли для одних людей за счет других. Английский король даровал особые привилегии Ост-Индской и Гудзонской компаниям, чтобы ее участники (прежде всего сам король)...

Путь к себе

Истинный путь к себе — это путь к Богу. Если безграничному Богу всего хватает для существования, то почему маленькой душе всегда чего-то не хватает в этом мире? Потому что она заключена в клетку материального тела.

Путь к себе — это путь...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color