Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Нескончаемые желания

Деятельность чувств, принося счастье в гуне страсти, дает сиюминутное удовольствие и надежду на удовлетворение. Но у чувственного наслаждения есть один недостаток: оно быстро приедается, и хотя оно доставляет нам удовольствие, но удовлетворения не дает. Стоит сиюминутному счастью потускнеть, и мы уже ищем новых ощущений, которые обещают нам приятное... Но только для того, чтобы вновь разочароваться. Снова и снова мы повторяем свои попытки... и еще раз... и еще. Мы ищем новых ощущений, новых людей, без конца меняем круг общения, события и места. Нам кажется, что новое место и новые люди принесут нам новые ощущения, но оказывается, что это лишь старое вино в новых мехах. Однако кто дает себе труд вдаваться в такой анализ? Немногие, если вообще хоть кто-то. И этот процесс продолжается жизнь за жизнью, с незапамятных времен.

Поведение детей дает нам еще один простой и универсальный пример. Дети любят сладости. Но поскольку их разум пока еще недостаточно развит, они не знают меры. Если ребенку предоставить возможность есть сладости без ограничения, он будет есть их, пока не заболеет. Разумеется, со временем мы научаемся останавливать себя в поедании сладостей, но на смену этому желанию приходят другие, иного рода, некоторые из которых вызывают у взрослых зависимость. Это длинный список разнообразных видов удовлетворения чувств и более разрушительных привычек. Примите во внимание, что сейчас существует уже больше сотни популярных тренингов по изменению поведения, призванных помочь взрослым преодолеть пристрастие к таким вещам, как азартные игры, переедание и постоянное навязчивое желание есть, психотропные вещества, курение, самоистязание, сексуальная озабоченность и проституция, магазинные кражи, а также маниакальная тяга покупать или влезать в долги. Первое время все это приносит некоторое удовольствие, однако потом становится непреодолимой страстью, приводя в конце концов к страданиям и безысходности.

Таким образом, чувства – плохие господа. Человек может как угодно ублажать их, но они никогда не удовлетворяются и постоянно требуют еще. Чтобы удовлетворить необоримые желания, человек совершает незаконные, греховные и даже отвратительные поступки или же обрекает себя на всевозможные трудности, испытания, презрение окружающих и оскорбления. «Несмотря на все эти муки, живое существо, которому приходится удовлетворять потребности тела, ума и чувств, а также страдать от всевозможных болезней, строит многочисленные планы, одержимое жаждой наслаждаться в материальном мире. Хотя живое существо трансцендентно к материальному миру, по своему невежеству оно испытывает эти страдания, введенное в заблуждение ложным эго („я и мое")» (Бхаг., 4.29.24-25).

Пагубная привычка – это состояние, в котором мы оказываемся вынуждены соединять свои чувства с их объектами, даже против своей воли. Зная о бедах, которые приносит потакание чувствам, Арджуна спросил Шри Кришну, как получается, что человек поступает греховно даже против своей воли, как будто его к этому кто-то принуждает. Шри Кришна ответил: «О Арджуна, эта сила не что иное, как вожделение, всепожирающий, греховный враг этого мира. Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти, а затем превращается в гнев. Чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти его вечного врага – вожделения, ненасытного и пылающего, подобно огню. Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию». (Б.-г., 3.36-37, 39-40).

«Оплот вожделения» значит, что чувства, ум и разум осквернены или загрязнены вожделением. Оскверненный вожделением разум постоянно строит планы, как обрести желаемое. Ум все время вспоминает ощущения, вызванные соприкосновением чувств с их объектами. Сами же чувства требуют постоянного возбуждения. Оскверненные вожделением, чувства, ум и разум привязываются и обуславливаются определенным впечатлением, которое формирует соответствующие представления о жизни, когда желания и средства их выполнения становятся самим смыслом нашего существования, и когда любые средства хороши, чтобы достичь цели. Так норальный человек, ставший рабом вожделения, начинает допускать и даже принимать как норму греховные и противозаконные действия.

В Бхагаватам, чтобы описать эту ситуацию, приводится хорошая метафора. Представьте себе колесницу, в которую запряжены пять лошадей. Лошади здесь представляют органы чувств.

Вожжи – это ум, колесничий – разум, колесница – материальное тело, а седок – душа. Когда разум в порядке и понимает, куда надо ехать, а куда нет (в интересах пассажира, т. е. души), он управляет умом, а значит, и чувствами. Так колесничий довозит пассажира до желаемой цели. Но если лошади понесли, если вожжи брошены или оторвались, если колесничий пьян или спит, ничего хорошего из этого не выйдет.

Прежде всего разум должен как следует утвердиться в знании о том, что такое тело, кто такой пассажир, как управлять умом и какова цель человеческой жизни. Тогда и только тогда разум будет способен направлять всю нашу деятельность. Если разум неопытен или не знает, как управлять умом, он не сможет как следует руководить нашими поступками. И результат, разумеется, будет сомнительным. Таково состояние нынешней цивилизации. Никто уже не понимает, что человек духовен по природе, никто не знает, для чего создан этот мир и для чего мы живем. Чувства и ум пущены на волю и совершенно неуправляемы. Чувства пользуются умом и разумом, чтобы обрести желаемое. «Чувства так могущественны и напористы, о Арджуна, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их» (Б.-г., 2.60). Ответственный человек обязан держать ум и чувства под строгим контролем. Поэтому Бхагава-там предупреждает нас: «Чувства-лошади и разум-колесничий, подверженные влиянию материальной скверны, по недосмотру вновь выведут колесницу тела на путь чувственных наслаждений. Такого человека опять начинают привлекать еда, сон и плотские утехи – и эти разбойники бросают его лошадей и колесничего в мрачный колодец мирского бытия, так что сам он вновь оказывается в ужасном круговороте рождения и смерти» (Бхаг., 7.15.46).

 

Арудха

Введение

Лагна показывает истинную самость. Однако, восприятие другими человека может отличаться от его действительных качеств. Обычно, восприятие другими более важно в материальной жизни, чем действительность. Политический лидер воспринимается...

Важность человеческой жизни

Хотя все формы жизни связаны с различной степенью заключения в материальном мире, подобном тюрьме, положение, которое занимает человек — особое. В Библии говорится, что люди владеют всеми остальными живыми существами на этой планете. Слово...

Бхагавад-гита глава вторая. Краткое изложение «Бхагавад-гиты»

 

Практика сострадания

В современном мире мы окружены обстоятельствами, которые препятствуют нашему человеческому, духовному росту. Всевозможные проблемы проникают в наше сознание. И все же, есть истины, в которых мы нуждаемся при любых обстоятельствах. Физическая...

Опорные точки для воспоминаний

Первая опорная точка – любое воспоминание от 5 до 15 минут назад.Сосредоточьтесь. вспомните какое-то конкретное зрительное воспоминание из этого промежутка времени. На своем левом мысленном луче, на расстоянии примерно в 5-10 см представьте...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color