Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Основа работы - экономика

Хотя основной предмет этой работы – экономика и в ней изложена совершенно новая экономическая теория, основанная на принципах сознания, она не предназначена для экономистов. Кроме того, я не жду, что экономисты вообще найдут в ней смысл. Хотя кому-то мои идеи могу показаться любопытными с точки зрения теории или философии, я не сомневаюсь, что большинство отвергнет их как идиллический сентиментализм, не имеющий никакой практической ценности в реальной жизни. Их мир, в конце концов, «реален» (по крайней мере, они так думают). В нем приходится иметь дело с фактами суровой жизни, от которых не уйти. Мой труд может быть отвергнут еще и за недостаточную «научность». Это так. Я не являюсь дипломированным специалистом в данной области, я часто бываю вынужден прибегать к «вторичным» источникам, и мое исследование никоим образом не претендует на исчерпывающее освещение вопроса с исторической точки зрения. Эта книга адресована не экономистам, а обычному человеку, который ищет решения экзистенциальных, экономических и экологических проблем, вызванных нынешней экономической парадигмой, оказавшейся не по силам «профессионалам». Эта книга адресована «среднему» человеку, который видит, что его работа ведет в тупик, и думает: а что же дальше? А еще тем, у кого больше нет работы, и кто просто борется за выживание.

Но есть один факт, о котором не стоит забывать и не заметить который невозможно. Несмотря на всю свою браваду и фантастические теории, экономисты так и не придумали, как снабдить человеческое общество самым необходимым – едой, одеждой и жильем. На самом деле их совместные усилия ведут лишь к тому, что положение дел продолжает год от года ухудшаться. Ирония в том, что представители любой другой профессии удовлетворяют потребности тех, кто пользуется их услугами – только не экономисты. Плотники строят дома для тех, кому нужно жилье, врачи лечат больных, повара стряпают вкусные блюда для голодных, механики чинят машины для тех, кто не отличит карбюратора от радиатора. А экономисты? Разве они занимаются своим ремеслом ради тех, кто в нужде? Ради тех, у кого не хватает денег? Чтобы выручить их из бедственного положения? Едва ли. Конечно, они скажут, что работают как раз во имя этого, но почему же тогда результаты их деятельности прямо противоположны?

Причина проста. Цель работы экономистов – по возможности сохранить status quo для тех, у кого денег больше, чем можно разумно использовать, и кто нанимает их и им платит. Почему-то этих работодателей интересует только одно – чтобы денег становилось бесконечно больше, а как и за чей счет – не имеет значения. Подозреваю, что это и есть цель, поскольку результат, несомненно, налицо. Впрочем, я не обвиняю никого из экономистов лично, поскольку им, как и всем остальным, нужна работа и зарплата, и они делают то, за что им платят. А если они осмелятся поразмыслить сами и подойти к своей работе с позиции разума, задавшись вопросами о сущности своего ремесла, их тут же вышвырнут на улицу, как это случилось, например, с Джозефом Стиглицем, старшим экономистом Всемирного банка. Он имел неосторожность в нескольких случаях сказать людям «со стороны» правду, отметив, что политика этого финансового левиафана наносит огромный ущерб всем тем, кому, казалось бы, должна помогать.

Не нужно быть синоптиком, чтобы узнать, откуда дует ветер. Не требуется звания старшего экономиста, чтобы увидеть результаты влияния экономических сил на собственную жизнь. Это прекрасно понимают многие аналитики – как любители, так и дипломированные экономисты, – что видно из десятков книг и сотен публикаций в Интернете. Это признают и немногие честные профессионалы, которые недвусмысленно заявляют, что нынешние экономические методы нацелены на то, чтобы отбирать у бедных и отдавать богатым. Один такой «инакомыслящий» экономист, Е. Ф. Шумахер, на чем свет стоит ругает свою профессию: «Общепринятая точка зрения относительно того, чему сейчас учат под названием экономики, не берет в расчет неимущих, то есть, собственно, тех, кому на самом деле требуется развитие... Нам нужна новая парадигма, которая будет основываться на внимании к людям, а не к товарам... Если она [экономика] не может выйти за рамки своих многочисленных абстракций, как то: национальный доход, прирост, капиталоотдача и фондоотдача, анализ затрат, производительность труда, накопление капитала; если она не может подняться над всем этим и соприкоснуться с реальностью человеческой жизни: нищетой, крахом, отчуждением, безысходностью, расстройством, преступлениями, эскапизмом (бегством от жизни), потрясениями, перенаселением, уродствами и духовной смертью, – давайте отправим на свалку такую экономику и придумаем новую. Ну неужели нам мало „знамений времени", чтобы понять: нужно что-то новое?» (Е. F. Schumacher, Small is Beautiful, p. 79-80 Harper Perennial NY, NY 1989).

Нет, не мало. Пусть моя книга станет этим «новым», пусть она положит начало другой парадигме, которая будет основана на внимании не только к людям и их земным потребностям, но и ко всем живым существам. Пусть она будет направлена на удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей.

Теперь, когда эта философия духовной экономики изложена на бумаге, моей задачей стало доказать на практике идею «духовной экономики», основанной на любви (эта идея станет понятнее после прочтения второго тома данной работы под названием «Культура удовлетворенности, которая исцелит мир»). Меня иногда упрекают в мечтательности, говорят, что мои идеи – не более чем утопия. Да, эти идеи утопичны. Но я буду постоянно напоминать читателю, что «утопический» не значит «невозможный». Это значит – идеальный. Так почему бы не создать идеальное общество, если средства достижения этой цели у нас в руках? Что проку создавать другие мирские организации, которых и без того уже много? Мир очень нуждается в идеале, чтобы понять, как выбраться из безнадежной трясины современной экономики и бесконечных проблем, созданных ею. Выход прост – жить любовью, в согласии с наставлениями Шри Кришны и той философией, что Он изложил в «Бхагавад-гите». Осуществить это мы пытаемся в наших общинах-Гита-градах, где мы на практике воплощаем принципы экономики любви, духовной экономики. (Узнать о Гита-градах подробнее можно из Приложений.) Я очень надеюсь, что эта книга вдохновит вас принять участие в процессе восстановления духовности в мире, впустив в свою жизнь дхарму, особенно юга-дхар-му, и вы сыграете свою роль в создании духовных общин, которые выведут людей из лабиринта экономики невежества.

Условные обозначения

Часто в цитатах я использую курсив или подчеркивание. Если в изначальной цитате они уже были, я так и говорю. В противном случае следует понимать, что текст выделен мной.

Цитируя первоисточники («Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бха-гаватам»), я для краткости использую следующие обозначения. Для «Бхагавад-гиты» я выбрал обозначение «Б.-г.», за которым следуют две цифры – номер главы и номер стиха. Для «Шримад-Бхагаватам» я использую сокращение «Бхаг.», за которым идут номер песни, главы и стиха. В остальных случаях я привожу название полностью.

Благодарность

Эта книга вышла из печати благодаря помощи многих людей, которые, безусловно, заслуживают признания и благодарности. Во-первых, я хотел бы поблагодарить Его Святейшество Ниран-джану Свами, который пригласил меня на Украину и поддержал мои усилия здесь. Тем самым он предоставил мне возможность постоянно общаться с восприимчивыми слушателями, которые оказали мне немалую поддержку в издании этой книги и воодушевляли меня в работе. Далее я хотел бы поблагодарить моих переводчиков Джая-Мангала-даса, бхакту Максима Артеменко и Паритошани-Читра-деви-даси (бхактин Елену), без самоотверженной помощи которых я ничего бы не смог сделать на Украине.

Огромное спасибо Самба-дасу за редактирование английской версии, Виджитатма-дасу, Веда-Прия-деви-даси и бхактин Лиде за перевод русского издания, а также бхакте Олегу из Николаева, который поддерживал меня во время написания этой книги. Я очень благодарен всем украинским преданным Кришны за их любовь и поддержку. Я благодарен Чайтанья-Чандра-Чаран-дасу (Россия) и Чайтанья-Чандра-дасу (Индия) за отзывы о моей книге, и бхакте Неласу из Литвы за дизайн обложки. И, наконец, я хотел бы выразить глубокую признательность моим духовным братьям и дорогим друзьям Прабхупада-дасу (Полу Рэттрэю), Шри-Нанданандана-дасу (Стивену Кнаппу) и Мадана-Мохана-да-су (Марку Бирнбауму) за их дружбу и неослабевающую и очень ценную личную поддержку и воодушевление в то время, когда развивались мои идеи духовной экономики.

Кроме того, я должен недвусмысленно заявить, что содержание этой книги ни в какой степени не отражает официальную позицию ИСККОН. За всё, что здесь написано, несу ответственность я один.

Харе Кришна!

Дханешвара-дас Гаура-пурнима

месяца Вишну 519 года эры Гаурабда (14 марта 2006 года).

Днепропетровск, Украина.

 

Предисловие

Я посвящаю эту книгу трем самым близким людям в своей жизни, обучившим меня волшебной науке превращения вожделения в любовь: моей матери Пирлин, моему дяде, Нанде Махарадже, и моему духовному отцу Шриле Прабхупаде. Я никогда не смогу ответить по...

Чем полезны упражнения на осознанность?

Как пишут в некоторых книгах по популярной психологии, современный человек в состоянии осознания себя и этого мира проводит максимум 10-15 минут в неделю. Все остальное время большинство людей живет как бы на автопилоте: автоматически проснулся,...

Продолжение главы о работе со стрессами у младенцев

Давайте рассмотрим два варианта работы с такими проявлениями их непростого прошлого опыта.

Первый вариант – более сложный, но в то же время и более эффективный. Необходимо вместе с ребенком выставить голограмму памяти по трем, а лучше по пяти...

Природа человека – божественная или демоническая?

По сей день высказываются самые разные взгляды на природу человека. Кто-то говорит, что человеку от природы свойственно зло и для того чтобы управлять его поведением, нужны религия и общественная мораль. Другие говорят, что человек в основном...

Экономика в гуне страсти под частичным влиянием саттва-гуны

Хотя протестантская философия проложила дорогу к жизни в гуне страсти, для некоторых протестантских сект она оставалась тесно связаной с принципами саттвы. В том же самом сочинении Вебер объясняет: «Протестантский аскетизм [стал] основой нынешней...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color