Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Природа психопата

Знание о качествах и природе психопатов поможет защититься от них в личной и профессиональной жизни, однако выявить таких людей непросто. Часто они производят очень хорошее впечатление и могут очаровывать других, чтобы впоследствии сделать их своими жертвами. Д-р Роберт Хэйр потратил десять лет на то, чтобы создать надежный и научно обоснованный «Тест на психопатию», с помощью которого можно не только определить, похож ли человек на психопата, но и уберечься от опасности неверного диагноза. В книге «Лишенные совести» он пишет:

Учитывая красноречие психопатов и их умение лгать, неудивительно, что они успешно надувают и обманывают окружающих, морочат им голову и «обувают» их, беззастенчиво манипулируют ими, не страдая при этом ни малейшими угрызениями совести. Нередко они открыто называют себя мошенниками, жуликами и художниками обмана. Речи психопатов часто выдают их веру в то, что мир делится на «тех, кто дает, и тех, кто берет», хищников и добычу, и что было бы очень глупо не использовать в своих целях чужие слабости... У этих нередко очаровательных – и всегда смертельно опасных – особ есть отличительный признак, это ошеломляющая нехватка совести. Цель их жизни – получение удовольствия за счет других. Многие из них сидят в тюрьме, но многие и гуляют на свободе. И все они берут намного больше, чем дают (Robert Hare, Without Conscience: The Disturbing World of the Psychopaths Among Us, Pocket Books (Simon & Schuster), NY 1988, p. 49, 1)

Потрясающее отсутствие совести, наблюдающееся у психопатов, дает нам ключ к пониманию их духовного состояния. Все нормальные люди знают, что совесть – это наш нравственный руль. Это неотъемлемая часть человека, которая помогает нам поступать правильно и избегать неверных действий. Мы иногда можем поступать и неправильно, вопреки своей совести – и люди весьма часто так и делают, – но тогда нас будут терзать чувство вины и раскаяние и мы постараемся как-то искупить или исправить совершённые ошибки. И как раз этого психопаты понять не могут. «Совесть для них – чуть больше, чем разумная осведомленность о правилах, придуманных другими – то есть, пустые слова. Чувства, необходимые для того, чтобы заставить эти правила действовать, у них отсутствуют. „Зачем?" – спрашивают они».

Понимание психопатической личности представляется еще более важным, если признать, что источник и голос нашей совести – Сверхдуша, Господь, пребывающий в нашем сердце. «Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой» (Б.-г., 13.23). Иначе говоря, люди, по природе своей не являющиеся демонами, связаны с Господом. Эта связь называется совестью, и с ее помощью Он направляет нас. Те, кто избегает осознания совершённых ошибок, как говорит Пек, предпочитает пренебрегать руководством Сверхдуши, отвергать его, – до тех пор, пока совсем не перестают слышать «внутренний голос». Лишенные совести, они не имеют нравственного компаса, не способны отличать хорошее от дурного, правильное от неправильного, то, что следует делать, от того, чего делать не следует. Всё их поведение нацелено на то, чтобы просто доставлять удовольствие себе, делать всё, что вздумается, не заботясь о других. Находясь под влиянием тама-гуны, они делают один неверный выбор за другим и постепенно погружаются все глубже и глубже: «Их, исполненных ненависти и злонравных, самых низких среди людей, Я навеки низвергаю в океан материального существования, в разные демонические формы жизни» (Б.-г., 16.19).

Те, кто дает, и те, кто берет – так они воспринимают мир. Сами они, конечно, «берут», а все остальные – их законные жертвы. Хэйр говорит о том же: «Психопаты относятся к окружающим как к средству удовлетворения своих желаний и потребностей. Слабые и ранимые, над которыми психопаты издеваются, вместо того чтобы пожалеть, – их любимые жертвы». Психолог Роберт Рибер вторит ему: «Во вселенной психопатов нет такого понятия, как просто слабый. По их мнению, кто слаб, тот и глуп, т. е. сам напрашивается на то, чтобы его использовали». Теперь, понимая всё это, давайте еще раз взглянем на действия МВФ, Всемирного банка, множества крупных корпораций и правительств стран мира и попробуем разобраться в их мотивах. Будем ли мы теперь удивляться, что те, кто должен «помогать нам», зачастую оказываются волками в овечьей шкуре? (Robert Hare, ibid., p. 44; цитата из: Robert Rieber, The Psychopathy of Everyday Life and the Institutionalization of Distress. New York: Basic Books. См. также Aubrey Immelman, Inside the Mind of Milosovic, Unit for the Study of Personality in Politics, 1999 // www.csbsju.eduluspp/Milosevic/Milosevic.html)

Психопаты не знают угрызений совести, смущения или раскаяния. Они не думают о недостатках своего поведения. Они даже не признают, что могут делать что-то не так, и никогда не обращаются к другим за помощью или советом по поводу своих действий. А если указать им на их ошибки, они приходят в ярость, отрицают свои недостатки, и сваливают вину на жертву или обвинителя. Они видят зло в других и пытаются уничтожить их, якобы во имя справ едливости (Scott Peck, ibid., pp. 74, 260).

Железная воля и желание управлять другими – еще одно поразительное качество психопатов. Кернберг говорит об этом (см. выше), и Пек пишет: «Читатель будет поражен сверхъестественным своеволием злых людей. Это мужчины и женщины с безусловно сильной волей, твердо настроенные действовать по-своему. В том, как они пытаются контролировать других, чувствуется необыкновенная сила» (Scott Peck, ibid., p. 78).

Психопатам нравится повелевать, управлять людьми, и они не могут поверить, что может существовать какое-либо верное мнение, отличное от их собственного. Хэйр пишет: «Психопаты чрезвычайно самовлюбленны и надменны и поразительно эгоцентричны и претенциозны. Они считают себя центром вселенной, высшими существами, которые имеют право жить по собственным правилам. „Не могу сказать, что я не следую никаким законам, – заявила одна из рассматриваемых нами особ. – Я придерживаюсь своих законов и никогда их не нарушаю"». Поскольку человек, страдающий нарциссизмом, не может ошибаться и создает собственные законы, он пытается подогнать других под себя, чтобы они думали и поступали как он, чтобы делали все так, как ему хочется. В мире нарцисса мало места для индивидуальности, поскольку выражение чужой индивидуальности, которая отличается от его собственной, уязвляет, оскорбляет его. Остро чувствующий это Фромм расширил свое определение некрофилии, включив в него желание некоторых людей управлять другими – подчинять их себе, воспитывать в них чувство зависимости, препятствовать их способности самостоятельно мыслить, сводить на нет их непредсказуемость и неповторимость, строить их в шеренги (Это определение некрофилии взято из: Fromm, ibid., p. 39. О контроле над другими см. Fromm, pp. 37 – 60; цит. по Hare, ibid., p. 38).

Их представление о собственной значимости раздуто, они высокомерны, нахальны и любят командовать. Снисходительность они проявляют только к себе. Их сексуальность часто отклоняется в сторону гомосексуализма, и многие из них подвержены непомерной жадности, особенно если это «белые воротнички». Им совершенно чужды эмоции, они ничего не чувствуют. Когда они проявляют эмоции – это всего лишь шоу. Они научились этому, наблюдая за другими. Хэйр говорит: «Эти же примеры иллюстрируют ужасающую и озадачивающую черту, которая отмечена в истории болезни каждого психопата: поразительная глубочайшая неспособность воспринимать чужие боль и страдание – другими словами, полное отсутствие сочувствия и, соответственно, любви».

Согласно принятым юридическим и психиатрическим нормам психопаты не считаются сумасшедшими. В основе их поступков лежит «не душевная болезнь, а холодный и расчетливый рассудок вкупе с ужасной неспособностью относиться к окружающим как к мыслящим и чувствующим людям» (В этом и предыдущем абзаце: Robert Hare, pp. 41, 6, 5. О признаках психопата см. также: Cleckley, pp. 337-364, 387-390). Хотя с юридической точки зрения они вполне дее- и правоспособны, а по клиническим нормам нормальны, к ним применяют термин «психиатрическое расстройство», за неимением лучшего способа объяснить их явно ненормальное поведение. Психопаты составляют около 4-6 % от общего количества населения и представляют собой одну из самых серьезных социальных проблем, с которыми столкнулось современное общество. В книге «Маска нормальности» д-р Клекли с явным разочарованием неоднократно говорит о том, что представители власти, к какой бы сфере они ни принадлежали (психиатрии, юридической сфере, правительству), по непонятным причинам сознательно игнорируют эту крайне насущную проблему. Он клеймит расплывчатость профессионального определения психопата, называя его «заговором уклонения от вопроса». Зная о том, что писал Лобачевский, можно задаться вопросом: а может, это потому, что психопаты, занимающие руководящие посты, не хотят, чтобы их узнали?

Что удивительно: и Клекли, и Хэйр, и Пек сходятся в том, что психопаты неизлечимы. Хэйр говорит, что «психопаты печально известны именно тем, что яростно сопротивляются любой попытке их изменить», в большой степени потому, что не видят в себе никаких недостатков, а следовательно, и не чувствуют необходимости меняться и не нуждаются ни в каком «лечении». «От чего мне лечиться?» – недоумевает психопат. Судебная медицина и многие тщательно разработанные программы, созданные, чтобы помочь психопатам в тюрьмах или на принудительном лечении, оказались бессильны. А ведь они затронули только тех, кто сидит под арестом. Что же говорить о миллионах психопатов, разгуливающих на свободе! Хотя общество видит в них проблему, у них самих нет проблем с собой, поэтому нет и стимула и желания меняться. Такие люди совершенно «опустились», по определению Бубера (См. Hare pp. 201-203).

Большинству людей трудно поверить, что нашими корпорациями заправляют психопаты, трудно принять, что банковское дело и управление государством также находятся в их руках. Причина в том, что добрые люди редко бывают подозрительны и не могут представить себе, как другие могут делать то, чего сами они ни за что не сделали бы. Но факты – упрямая вещь. Программы структурной адаптации, которые приводят к голоду, болезням, невежеству, невыразимым страданиям и смертям сотен тысяч человек, попытки вывести «терминаторные» семена (которые дают только один урожай) и генетически модифицированные растения, на которые можно получить патент, чтобы в будущем поработить всех крестьян и лишить людей средств к существованию, – так нормальные люди не поступают. Утаивать лекарства и препятствовать лечению смертельных заболеваний (СПИДа, рака); запрещать безопасные продукты и пищевые добавки; беспардонно вторгаться в окружающую среду и загрязнять ее; узаконивать и поощрять использование автомобилей, расходующих огромное количество горючего и отравляющих воздух своими выхлопами; бессмысленно вырубать тропическую сельву; испытывать лекарства и вирусы на ничего не подозревающих людях; открыто лгать народу, чтобы заручиться его поддержкой в войне; оставить миллионы людей без крова; зарабатывать деньги на убийстве миллиардов животных; уничтожать целые народы, непрерывно «воевать за мир», создавать и поддерживать огромную разницу в уровне благосостояния – этот список подлинных черт современного общества можно продолжать до бесконечности, и всё это очень похоже на деятельность психопатов.

Люди склонны полагать, что психопаты и внешне выглядят такими же чудовищами, какими являются внутри, однако это далеко не так. Психопаты обычно выглядят и ведут себя еще более нормально, чем самые нормальные люди. «Они создают более убедительную картину добродетели, чем может быть сама добродетель. Так, восковой бутон розы или пластмассовый персик порой кажутся нам более привлекательными, более соответствующими нашим представлениям о розе и персике, чем их несовершенные оригиналы» (William March, The Bad Seed. Цит. по: Hare, ibid).

Обычно люди стараются не драматизировать ситуацию, считая, что так будет лучше и безопаснее, и стремятся оставить все как есть. Но слишком часто реальное положение вещей в мире настолько отличается от того, во что нам хотелось бы верить, что правда для нас оказывается просто неприемлема. Она угрожает нашему ложному эго, нашим представлениям об этом мире и нашим надеждам найти в нем прибежище. Признав, что нашей планетой и жизнью управляют демоны, мы осознаем собственную беспомощность, и тогда будущее покажется нам настолько мрачным, что и подумать страшно. Лучше уж выкинуть все это из головы. Но увы! К сожалению – а может быть, и к счастью, —то время, когда это можно было сделать, прошло. Реальность стучится к вам в дверь, она уже на пороге. Видя мир на краю пропасти, под угрозой уничтожения, или порабощения, или и того и другого вместе, мы не можем закрывать глаза на реальность: некоторые представители человечества далеко не так человечны, как остальные. Чтобы решить проблему, нужно признать, что она существует.

 

Заключение

Мне снится сон. Много детей – играют, смеются, ходят, бегают. Что-то наподобие парка развлечений, похожее одновременно на аквапарк и еще на что-то... Прямо передо мной примерно в 20 м по узкой, наверное, детской лестнице, но с высокими перилами...

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

Папы и мамы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры – те. кто сейчас заботится о будущем ребенка, который сейчас осваивает азы топографической памяти. – успешном, счастливом и жизнерадостном будущем!

Несмотря на всю...

Счастье — это синоним любви

Телеведущая. Как ни странно, взрослым людям иногда нужны учителя даже больше, чем детям, хотя они не всегда готовы в этом признаться. И вот сегодня у нас в студии странствующий учитель-философ, писатель, художник… представлять его можно еще ...

Жадность – уроки на пути к неограниченному (и незаслуженному) богатству

Причастна ли каким-нибудь образом к экономике жадность? Согласно мнению Гордона Гекко, да. Гекко известен тем, что объяснил, насколько хороша для нас жадность: «Дело в том, дамы и господа, что жадность – это благо. Жадность – это правильно....

Предисловие

Это не обычная книга по экономике. Те, кто ожидает найти здесь привычные для себя «хедж-фонды», «деривативы», «курсы обмена валют», «торговый баланс», «дефицитное расходование», «денежно-кредитную политику» и тому подобное, возможно, будут...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color