Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Путь к нескончаемой неудовлетворенности

Возможно, это звучит банально и давно известно всем, но, похоже, повторять нужно снова и снова: жадность не знает границ. Когда человек, одолеваемый голодом и жаждой, ест, его сильное желание принимать пищу ослабевает. Подобно этому, разгневанный человек может успокоиться, наказав и отругав того, кто его разгневал. Но одержимый жадностью, даже покорив все страны света и изведав все мирские наслаждения, все равно не будет удовлетворен. Природа жадности такова, что чем больше у меня есть, тем больше я хочу. Мне важно не то, что у меня есть, а то, чего у меня нет. Стакан наполовину пуст или наполовину полон? Для жадного он всегда наполовину пуст. Ему неважно, что у него есть, он ищет то, что можно было бы добыть еще. А у кого добыть? У других. А когда у кого-то слишком много, у других остается слишком мало.

Жадность основана на ложном чувстве собственности, созданном на заре творения Брахмой. Многие (большинство) из нас способны контролировать ее, поскольку научились довольствоваться своей долей. Но другие, у которых есть такая возможность, одержимы идеей иметь больше. Почему? Просто они попали в зависимость, а все зависимости опасны. В «Шри Ишопанишад» говорится, что мы имеем право только на то, что можем с пользой употребить. А то имущество или даже та собственность, которую мы не можем использовать по назначению? Она становится топливом для ложного эго, для «я и мое» – и только. Идея ложного обладания вещами этого мира составляет одну из величайших иллюзий нашего времени, а мы пытаемся жить так, как будто это реальность.

Чувство собственности – основа материального сознания и причина вечного круговорота рождений и смертей. Поэтому снова и снова на страницах «Шримад-Бхагаватам» мы встречаем уроки, которые напоминают нам об этом. И конечно, там есть немало полезных наставлений о жадности. Что касается тщетных попыток извлечь наслаждение из объектов чувств, Бхагаватам говорит нам:

Спящий может видеть во сне множество объектов чувственного наслаждения, но такие вещи, приносящие удовольствие, – всего лишь порождение ума и поэтому в конечном счете бесполезны. Аналогичным образом живое существо, не ведающее о своей духовной природе, видит множество объектов чувств, но эти бессмысленные объекты преходящего наслаждения суть творения иллюзорной энергии Господа и не существуют постоянно. Тот, кто, побуждаемый чувствами, поглощен мыслями о них, использует свой разум не по назначению (Бхаг., 11.10.3).

Такое применение разума не приносит человеку пользы, поскольку результаты его преходящи. Но вечный, постоянный результат вполне доступен дживе, это не подлежит сомнению. Если есть возможность работать ради вечного блага, какой разумный человек будет работать ради блага преходящего?

В четвертой Песни «Бхагаватам» есть место, где о жадности и ее влиянии на дживу говорится особо:

О мой Господь, все живые существа в материальном мире, как безумные, без конца строят всевозможные планы и постоянно охвачены жаждой деятельности. Виной тому их необузданная жадность. Живые существа постоянно жаждут материальных наслаждений (Бхаг., 4.24.66).

Хотя у обусловленных душ всегда есть тяга к материальным наслаждениям, она не свойственна истинной, вечной природе дживы. Желание наслаждаться материальной энергией – духовная болезнь, и исцелиться можно, пройдя должный курс духовного лечения.

Шри Кришна рассказывает Своему ученику Уддхаве о нежелательных свойствах богатства и жадности.

Обычно богатство не приносит никакой радости скупцам. В этой жизни оно не дает им покоя, а после смерти направляет их в ад. Добывание, получение, увеличение, защита, трата, потеря богатства и наслаждение им – всё это приносит людям лишь труд, страх, беспокойство и иллюзию.

Воровство, насилие, ложь, лицемерие, вожделение, гнев, замешательство, гордость, вражда, ненависть, безверие, зависть и опасности, причина которых – женщины, азартные игры и одурманивающие вещества – вот пятнадцать качеств, оскверняющих человека, жадного до денег. Хотя качества эти и нежелательны, люди ошибочно считают их ценными. Поэтому тот, кто хочет достичь истинного блага в жизни, должен избегать нежелательного накопления материальных богатств (Бхаг., 11.23.16-19).

В этом мире искусственных ценностей люди нередко думают, что деньги решат все их проблемы. Поэтому они всеми силами, используя любые средства, всеми правдами и неправдами стремятся раздобыть деньги. К сожалению, они не знают, что деньги приносят с собой целый набор проблем. Поэтому «Шримад-Бхага-ватам» вдохновляет нас не участвовать в слепой гонке за деньгами:

Человек должен довольствоваться тем, что дарует ему провидение, ибо неудовлетворенность никогда не приносит счастья. Кто не обуздал свои чувства, тот не будет счастлив, даже став хозяином трех миров. Материальная жизнь порождает неудовлетворенность, ибо люди никогда не могут насытить свое вожделение или довольствоваться своим богатством. Это вынуждает душу оставаться в материальном мире и вращаться в круговороте рождений и смертей. Но, если человек счастлив тем, что посылает ему судьба, он может освободиться из плена материального существования (Бхаг., 8.19.24-25).

 

Культура в гуне страсти

Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

Б.-г., 14.17

Страсть – характерная черта современного общества, поэтому признаки этой гуны не понаслышке знакомы...

Ангелы в действии

Существуют различия между ангелами и другими тонкими сущностями, например призраками. Призрак — это бестелесное существо, существо, которому не удалось воплотиться в следующем физическом теле. Хотя призраки не имеют физического тела, в них...

Аннотация

В этой главе описываются обязанности семейного человека в соответствии со временем, страной проживания и особенностями самого человека. Махараджу Юдхиштхиру очень заинтересовало, в чем состоят эти обязанности, и тогда Нарада Муни объяснил ему,...

Четвертый месяц беременности

Четвертый месяц развития зародыша Аюрведа называет месяцем двух сердец. К его началу заканчивается образование сердца маленького человечка, в дальнейшем оно будет только расти и совершенствоваться. Как только образуется сердце, душа, до этого...

Как люди приходят к духовной жизни

Знаете, какую историю я услышал? В книге «Карма» я эту историю вкратце описываю.

Ее рассказал один очень известный в России православный священник, старец, очень влиятельный. К нему Алексей II даже приходил исповедоваться. У него есть свой...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color