Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Путь ко злу

Признав эту реальность, мы тут же задаемся вопросами: «Как же мы докатились до такого?» и «Что теперь делать?». На второй вопрос мы ответим в последней главе этой книги. А первый вопрос очень важен не только для того, чтобы выяснить причину происходящего в отношении других людей, но и для того, чтобы самим не скатиться туда же. Главным признаком злого человека Пек называет непокорную волю. Всякий, кто находится в здравом уме, подчиняется некоему высшему авторитету, например старшим в семье, начальнику на работе, Богу или своему представлению об истине. Часто мы оказываемся в ситуации морального выбора, когда нам нужно принять верное решение и отвергнуть неверное. «Правильный» выбор при этом определяется нашей совестью либо нашими религиозными убеждениями. Мы можем различить, где правда, а где то, что нам хотелось бы считать правдой, признавая при этом, что наш собственный выбор может оказаться ложным или ошибочным. «Но не таковы злые. Когда сталкиваются чувство вины и собственное желание, побеждает именно желание, а чувство вины уступает» (Scott Peck, ibid., p. 78).

Фромм подробно разбирает этот вопрос, начиная с того, что рассматривает изъяны в способности нарцисса мыслить: «Опаснейшим следствием нарциссической привязанности является искажение рационального суждения. Предмет нарциссического интереса рассматривается как ценный (добрый, красивый, умный и т. д.), но не на основании объективной оценки, а благодаря тому, что речь идет о собственной персоне или о том, что ей принадлежит. Нарциссическая оценка есть предубеждение, она необъективна» (Erich Fromm, ibid., p. 73).

Важно отметить, что нарциссическая привязанность основана на концепции «я и мое». Фромм рассматривает рождение и развитие человеческого зла как постепенный процесс. Мы не сотворены злыми, и никто не заставляет нас такими быть. Мы становимся злыми постепенно, со временем, пройдя через долгую череду неверно сделанных выборов, в которых мы добровольно отвергали лучшее и правильное, а вместо этого шли за собственным желанием, не думая о последствиях. Ценой истины нарцисс пытается сберечь свое болезненное представление о себе самом. Но в итоге, пройдя долгой чередой неверно принятых решений, человек утрачивает саму способность распознавать истину и совершать верные поступки, чем закабаляет себя окончательно (Erich Fromm, ibid., pp. 78, 135-139).

В конце этой цепи решений он больше не свободен выбирать; раньше он, возможно, имел бы свободный выбор, если бы отдавал себе отчет в том, что речь идет о верном решении, принимаемом здесь и сейчас. Когда говорится, что человек не свободен выбирать между лучшим и худшим, то в значительной степени имеется в виду, что во всей последовательности событий он может заметить только свое последнее, а не первое или второе решение. К моменту принятия последнего решения в цепи решений свобода выбора уже практически утрачена. Но на более раннем этапе, когда мы еще не запутались так глубоко в наших страстях, она у нас еще есть. Обобщая, можно было бы сказать, что одна из причин, по которой большинство людей терпят неудачу в своей жизни, заключается в том, что они не отдают себе отчет, в какой момент они еще свободны действовать в соответствии со своим разумом, а осознают ситуацию только тогда, когда принимать решение уже слишком поздно (Erich Fromm, ibid., p. 135)

Когда желания эго настолько сильны, что оно признает лишь себя и отказывается признавать всякий другой авторитет, особенно авторитет Бога, Веды называют это состояние майей, погруженностью в иллюзию. Бхактиведанта Свами пишет, что джива даже может считать себя Богом и поэтому безнаказанно действовать, как ей вздумается. Так она попадает в ловушку, из которой потом не может выбраться. Это и есть подлинное падение для человека, и в «Бхагавад-гите» Шри Кришна предостерегает нас от этого: «Я – единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими. Поэтому те, кто не постиг Моей подлинной духовной природы, обречены на падение» (Б.-г., 9.24). То есть мы должны признать свое положение относительно Бога и подчинить свою волю Его воле, как дитя подчиняется родителям, чувствуя их покровительство и любовь. Те, кто отказывается подчиниться Богу, падают из трансцендентной реальности в этот иллюзорный материальный мир, и пока мы сохраняем в своем сердце дух независимости, мы обрекаем себя на то, чтобы оставаться здесь, вращаясь в нескончаемом цикле рождений и смертей. Таким образом, только один выбор всегда будет стоять перед нами – признать свое положение по отношению к Богу, повернувшись к Нему лицом, или, отвергнув Его, отвернуться. Пек так говорит об этом: «Есть лишь два состояния бытия: покорность Богу и праведность и отказ подчиниться любой воле, кроме собственной. Второе автоматически подчиняет человека силам зла» (Scott Peck, ibid., p. 83)

 

Зависть к себе – крайняя форма зависти

Только представьте себе! Вожделение может вырасти до таких размеров, что человек будет завидовать даже самому себе – то есть «себе» в истинном, духовном смысле. Не понимая своей подлинной, духовной природы, побуждаемые вожделением и завистью,...

Путь к себе

Истинный путь к себе — это путь к Богу. Если безграничному Богу всего хватает для существования, то почему маленькой душе всегда чего-то не хватает в этом мире? Потому что она заключена в клетку материального тела.

Путь к себе — это путь...

Свобода воли и предопределение

Можно задать вопрос: «Если мы находимся в таком малоприятном месте, то действительно ли у нас есть свобода воли? Ведь мы не хотим ни болеть, ни стариться. Мы не хотим прилагать столько усилий просто ради того, чтобы выжить. Так где же, в таком...

Бхагавад-гита глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание

 

Предисловие

Это не обычная книга по экономике. Те, кто ожидает найти здесь привычные для себя «хедж-фонды», «деривативы», «курсы обмена валют», «торговый баланс», «дефицитное расходование», «денежно-кредитную политику» и тому подобное, возможно, будут...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color