Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Путь ко злу

Признав эту реальность, мы тут же задаемся вопросами: «Как же мы докатились до такого?» и «Что теперь делать?». На второй вопрос мы ответим в последней главе этой книги. А первый вопрос очень важен не только для того, чтобы выяснить причину происходящего в отношении других людей, но и для того, чтобы самим не скатиться туда же. Главным признаком злого человека Пек называет непокорную волю. Всякий, кто находится в здравом уме, подчиняется некоему высшему авторитету, например старшим в семье, начальнику на работе, Богу или своему представлению об истине. Часто мы оказываемся в ситуации морального выбора, когда нам нужно принять верное решение и отвергнуть неверное. «Правильный» выбор при этом определяется нашей совестью либо нашими религиозными убеждениями. Мы можем различить, где правда, а где то, что нам хотелось бы считать правдой, признавая при этом, что наш собственный выбор может оказаться ложным или ошибочным. «Но не таковы злые. Когда сталкиваются чувство вины и собственное желание, побеждает именно желание, а чувство вины уступает» (Scott Peck, ibid., p. 78).

Фромм подробно разбирает этот вопрос, начиная с того, что рассматривает изъяны в способности нарцисса мыслить: «Опаснейшим следствием нарциссической привязанности является искажение рационального суждения. Предмет нарциссического интереса рассматривается как ценный (добрый, красивый, умный и т. д.), но не на основании объективной оценки, а благодаря тому, что речь идет о собственной персоне или о том, что ей принадлежит. Нарциссическая оценка есть предубеждение, она необъективна» (Erich Fromm, ibid., p. 73).

Важно отметить, что нарциссическая привязанность основана на концепции «я и мое». Фромм рассматривает рождение и развитие человеческого зла как постепенный процесс. Мы не сотворены злыми, и никто не заставляет нас такими быть. Мы становимся злыми постепенно, со временем, пройдя через долгую череду неверно сделанных выборов, в которых мы добровольно отвергали лучшее и правильное, а вместо этого шли за собственным желанием, не думая о последствиях. Ценой истины нарцисс пытается сберечь свое болезненное представление о себе самом. Но в итоге, пройдя долгой чередой неверно принятых решений, человек утрачивает саму способность распознавать истину и совершать верные поступки, чем закабаляет себя окончательно (Erich Fromm, ibid., pp. 78, 135-139).

В конце этой цепи решений он больше не свободен выбирать; раньше он, возможно, имел бы свободный выбор, если бы отдавал себе отчет в том, что речь идет о верном решении, принимаемом здесь и сейчас. Когда говорится, что человек не свободен выбирать между лучшим и худшим, то в значительной степени имеется в виду, что во всей последовательности событий он может заметить только свое последнее, а не первое или второе решение. К моменту принятия последнего решения в цепи решений свобода выбора уже практически утрачена. Но на более раннем этапе, когда мы еще не запутались так глубоко в наших страстях, она у нас еще есть. Обобщая, можно было бы сказать, что одна из причин, по которой большинство людей терпят неудачу в своей жизни, заключается в том, что они не отдают себе отчет, в какой момент они еще свободны действовать в соответствии со своим разумом, а осознают ситуацию только тогда, когда принимать решение уже слишком поздно (Erich Fromm, ibid., p. 135)

Когда желания эго настолько сильны, что оно признает лишь себя и отказывается признавать всякий другой авторитет, особенно авторитет Бога, Веды называют это состояние майей, погруженностью в иллюзию. Бхактиведанта Свами пишет, что джива даже может считать себя Богом и поэтому безнаказанно действовать, как ей вздумается. Так она попадает в ловушку, из которой потом не может выбраться. Это и есть подлинное падение для человека, и в «Бхагавад-гите» Шри Кришна предостерегает нас от этого: «Я – единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими. Поэтому те, кто не постиг Моей подлинной духовной природы, обречены на падение» (Б.-г., 9.24). То есть мы должны признать свое положение относительно Бога и подчинить свою волю Его воле, как дитя подчиняется родителям, чувствуя их покровительство и любовь. Те, кто отказывается подчиниться Богу, падают из трансцендентной реальности в этот иллюзорный материальный мир, и пока мы сохраняем в своем сердце дух независимости, мы обрекаем себя на то, чтобы оставаться здесь, вращаясь в нескончаемом цикле рождений и смертей. Таким образом, только один выбор всегда будет стоять перед нами – признать свое положение по отношению к Богу, повернувшись к Нему лицом, или, отвергнув Его, отвернуться. Пек так говорит об этом: «Есть лишь два состояния бытия: покорность Богу и праведность и отказ подчиниться любой воле, кроме собственной. Второе автоматически подчиняет человека силам зла» (Scott Peck, ibid., p. 83)

 

О тайне материнства или непорочном зачатии

…Некоторые женщины очень напоминают сейчас мужчин, а мужчины женщин, неблагочестивая карма дает о себе знать. К сожалению, подобное развитие пользы не принесет, потому что женщина должна стать не просто красивой, привлекательной женщиной для...

Жена разделяет судьбу мужа

Когда нет любви, семейная жизнь причиняет одни страдания. Это самый неинтересный, скучный, рутинный образ жизни. Должна быть любовь и ее нужно очистить в преданном служении Богу. Нельзя служить стандартам, правилам и предписаниям, нужно...

Ангелы и полубоги

Каждый человек — целостное существо, имеющее материальный и метафизический аспекты, но являющееся душой. Проблемы этого мира так сложны, что их нельзя разрешить, обращаясь лишь к одному из аспектов нашего существования. Должно быть тесное...

Смерть во всех сферах жизни

Смерть заметна во всех сферах жизни нынешнего общества. Возьмем, к примеру, пищевую промышленность. То, что, казалось бы, должно олицетворять саму жизнь, от начала и до конца находится во власти смерти. Начиная с применения пестицидов и...

К чему приводят вожделение, ревность и гордость. Зависть.

Как явствует из приведенных выше слов Бхактиведанты Свами, когда джива хочет стать повелителем этого мира, ее окутывает иллюзия, и тогда она пытается подражать Господу, наслаждаясь материей. Говоря «повелителем этого мира», мы не имеем в виду,...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color