Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Разграбление и уничтожение богатств Индии

В своей книге «Экономическая демократия» Дж. В. Смит говорит о том, что обнищание Индии – это классический пример «грабительской торговли», опирающейся на военную силу. Как мы отметили в предыдущей главе, Индия до британского владычества была хорошо организованной, процветающей страной. Прибыв туда, британцы обнаружили «развитую индустрию, богатое сельское хозяйство. То была, по оптимистическому высказыванию некоего англичанина, «чудесная земля, чьи богатства и изобилие не уничтожат ни война, ни чума, ни тирания». Производство в Индии было крайне децентрализовано, и многие тысячи независимых ремесленников выпускали изделия ручной работы. В Бенгалии «фирменным» товаром была хлопчатобумажная ткань. Не в диковинку было увидеть ткача за ручным станком, который пел или читал молитвы во время работы, в такт ударам челнока. Хотя он был очень опытным и искусным мастером, а ткань его – лучшей в мире, за работу ему платили всего ничего, и в итоге индийский хлопок стоил гораздо дешевле того, который выпускали в Европе.

Пока британцы не усвоили принципы Адама Смита во всей полноте, они закупали большую часть тканей в Индии. При этом взаимообмен товарами между двумя странами не развивался, так как в Индии не было спроса на английские товары. И британцам пришлось платить золотом за то, чтобы пробить все-таки брешь в ее огромных богатствах. Однако как только Индия была колонизована, порядок, описанный Адамом Смитом, вступил в действие мгновенно и с полной жестокостью. Индийские ткани были запрещены на британском рынке. Вместо этого англичане теперь вывозили из Индии только сырье, чтобы производить ткани у себя на родине, на механизированных ткацких станках. Британская ткань, изготовленная на этих станках, была по качеству ниже, чем та, которую могли производить сами индийцы, но, чтобы создать на нее спрос в Индии, местных производителей обложили громадными налогами, что позволило сделать английскую ткань дешевле. В результате этих рыночных манипуляций Британия начала доминировать на индийском текстильном рынке, вытеснив с него всю местную продукцию. Историк Льюис Мамфорд рассказывает, как Британия уничтожила индийскую экономику:

Во имя прогресса экономика индийской деревни, ограниченная, но при том гармоничная, с ее местными гончарами, ткачами, портными и кузнецами, была разрушена, чтобы обеспечить сбыт для керамики Пяти Городов, тканей Манчестера и бесполезных скобяных изделий из Бирмингема. Результат – обедневшие деревни в Индии, ужасные, нищие города в Англии и невероятные количества людей и грузов, бороздящих океан между этими двумя странами (Lewis Mumford, Technics and Civilization, Harcourt Brace Jovanovich, New York 1963, p. 184-185).

К 1947 году, году окончательного заката британского владычества в Индии, Восточная Бенгалия превратилась в земледельческую глубинку. Как выразился один английский торговец, «разнообразны и многочисленны способы притеснения бедных ткачей... штрафы, тюрьмы, порка, принудительные долговые обязательства и т. д». Торговцы Ост-Индской компании шли на любые уловки, чтобы покупать бенгальские ткани за малую часть их стоимости (Hartman and Boyce, Needless Hunger, pp. 10,12).

Пример подавления конкуренции в Индии – далеко не единственный. Что применимо к британскому колониализму, то применимо и к колониализму вообще. Согласно мнению Дж. В. Смита, из всех колониальных владений Индия и Китай пострадали меньше всего. То же самое, но доведенное до крайности, продолжается по сей день с нарастающей скоростью, только сейчас это называется глобализацией и фритредерством. Об этом мы расскажем в следующей главе, посвященной экономике в гуне невежества.

 

Виды знания в соответствии с гунами

Эпистемология – это наука о знании; раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, границы и общие основы. Знание изучают все западные философы, однако во всех случаях они упускают из виду одну существенную деталь –...

Путь дхармы

Санскритское слово дхарма является очень емким. Оно имеет множество значений. Дхарма — это религия и путь, закон и природа, долг и обязанности, свойство и знания. Проще говоря, дхарма — это главное, неотъемлемое свойство того или иного...

Сострадание требует мужества

Сострадание выходит за рамки представлений «я» и «мое» и возвышается над понятиями материального комфорта и безопасности. Когда мы сострадаем, мы не испытываем интереса к обретению власти физической или мистической. Не думая о личных потерях или...

Права денег выше прав живых людей

Дэвид Кортен выступает с критикой подавляющего политического влияния денег: «Политическая демократия наделила человека правами: один человек – один голос. Рынок же, напротив, признаёт не людей, а только деньги: один доллар – один голос. Неимущему...

Путь к нескончаемой неудовлетворенности

Возможно, это звучит банально и давно известно всем, но, похоже, повторять нужно снова и снова: жадность не знает границ. Когда человек, одолеваемый голодом и жаждой, ест, его сильное желание принимать пищу ослабевает. Подобно этому, разгневанный...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color