Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Разум и решимость. Вера

Способность рассуждать и разум суть фундаментальные основы разумного поведения, которое, по мнению экономистов, свойственно людям. Но какое поведение можно назвать разумным? Может показаться, что рассуждение и разум свойственны всем одинаково, но на самом деле люди воспринимают мир по-разному, и каждый вид восприятия по-своему влияет на общество. Разум человека подвержен воздействию гун, которыми он обусловлен (разум, на который влияют разные гуны природы, описан в «Бхагавад-гите», 18.30-32).

Один из видов разума побуждает человека всегда стремиться в неверном направлении. Такие люди верное принимают за ошибочное и наоборот. Такой вид разума человек приобретает, соприкасаясь с тама-гуной, гуной невежества. Люди с таким убогим разумом – худшие враги сами себе и источник проблем для общества. Они не видят вещи как они есть. У них нет даже способности правильно оценивать окружающее. Они принимают безбожие за религию, а религию за безбожие. Святого они считают обычным человеком, а обыкновенного человека боготворят, как святого. Они называют истину ложью, а ложь – истиной. Стоит ли говорить, что теми, чей разум находится во власти невежества, очень легко манипулировать в политических или экономических целях.

Люди, на которых воздействует преимущественно гуна страсти, не способны отличить действие дозволенное от действия запрещенного. Дозволенное или недозволенное действие не имеет ничего общего с представлением о том, как действовать. Конечно, многие выполняют действия, следуя при этом какой-то логике. Они знают, что делать в первую очередь, что – вслед за этим и т. д. Но это не то, о чем мы говорим. Ведическая мудрость идет из-за пределов этого мира, и именно с этой точки зрения она рассматривает все в этом мире. Как же душе решить, что нужно делать, а что – нет? Должна быть некая точка отсчета, и в ведической культуре такой точкой является вечное духовное благо. Но для тех, кто находится под влиянием гуны страсти, чей разум сбит с толку телесными представлениями о жизни, эта точка утеряна. Именно в этом смысле они не знают, что надо делать, а что нет ради вечного духовного блага – собственного и общественного.

Это же применимо к ним и в их восприятии других живых существ. Под влиянием раджа-гуны человек воспринимает других живых существ как тела и рассматривает их как объекты для удовлетворения собственных чувств.

Знание, которое, напротив, позволяет определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является знанием в гуне благости. Такое знание служит духовному благу. Бхактиве-данта Свами поясняет: «Деятельность, соответствующую указаниям писаний, называют правритти – деятельностью, которой следует заниматься. Действия, противоречащие указаниям писаний, совершать не следует. Человек, не знающий предписаний шастр, запутывается в последствиях своей деятельности (карме). Знание, полученное при помощи разума, способного отличить хорошее от дурного, находится в гуне благости».

Различные виды мышления, возникающие из разных гун, существенно влияют на понятие разумности. Таким образом, нельзя дать однозначное определение разумному поведению. В следующих главах мы увидим, что люди под влиянием различных гун находят различные разумные, с их точки зрения, решения стоящих перед ними экономических проблем.

Решимость, в данном контексте синоним «побуждения», – также очень важный элемент успешной экономической деятельности. И на нее также влияют гуны материальной природы (Б.-г., 18.33). «Решимость, побуждающая человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений, имеет природу страсти». Иными словами, теми, кто находится под влиянием гуны страсти, всегда движет желание получить плоды, будь то в религии, экономическом развитии или в наслаждении чувств. Без этого люди в гуне страсти утрачивают всякую решимость (побуждение) к действию. Что бы они ни делали, они всегда задаются вопросом: «А что я буду с этого иметь? Лично я?» Благополучие других (соображение, проистекающее из сат-тва-гуны) их не особенно интересует. Проецируя свои качества на окружающий мир, они думают, что и остальными движут те же мотивы, а если они не достигают тех же результатов, так это только из-за лени или некомпетентности. Привязанные к плодам своего труда, они не склонны отдавать на благотворительные цели деньги, заработанные упорным трудом. Они убеждены, что не существует иного мотива к деятельности, нежели ожидание плодов труда, поэтому они расхваливают капитализм, частное предпринимательство и частную собственность как единственно практичные средства для обеспечения этого мотива. Чтобы доказать истинность этого представления, они указывают на незначительность результатов, которых добились русские коммунисты и которые, по их словам, привели коммунизм к окончательному падению. На самом деле коммунисты не смогли достичь тех результатов, которые приносит частное предпринимательство, потому что большинству русских, погруженных, как и все, в страсть или невежество, требовалась либо награда, либо страх потери, чтобы обрести решимость и начать действовать. А этих побудительных мотивов в советском обществе не было. Но это не значит, что других стимулов к действию не существует.

Людей, околдованных раджа-гуной, сбивает с толку решимость тех, кто находится в гуне благости и кем не движут корыстные мотивы. Они считают таких людей ленивыми, неопытными, бездельниками, неудачниками. На самом же деле теми, кто находится под влиянием гуны благости, движут совсем иные мотивы. Таких людей интересует благополучие других, в том числе окружающей природы. Ими движет желание видеть, что другие счастливы, защищены и развиваются духовно. Как правило, такие люди трудятся для того, чтобы улучшить мир для всех.

Решимость тех, кто находится во власти невежества, не простирается дальше сновидений или иллюзии. Они не способны что-либо предпринять, чтобы исполнить свои желания. Это унылые люди. Ими движет страх боли, испуг, угроза потерять что-либо или скорбь. Они не способны понять, что они могут или должны получить – это для них не так важно, как то, что они потеряют. Таким образом, у людей в гуне невежества отсутствует честолюбие, находчивость и решимость достичь материальной цели, не говоря уже о духовной. Чтобы такие люди хоть что-то делали, ими должны руководить те, кто находится в гуне страсти или благости. У них нет ни стимула к действию, ни способностей, ни представления о том, что и как им делать.

Вера

Важная составляющая решимости – вера. Человек действует, будучи уверен в том, что действие будет успешным. Без этого его решимость пропадает. Вера также бывает разных видов, в зависимости от гун. Вера, направленная на духовную жизнь и основанная на понимании духовной жизни, – это вера в гуне благости. Вера в страсти коренится в кармической деятельности и результатах, которых можно достичь с ее помощью. А вера, которая приводит к безбожным поступкам, находится в гуне невежества.

Таким образом, мы воспринимаем мир и действуем в нем по-разному в зависимости от бесконечно разнообразного влияния на нас гун природы. Эти влияния – основа нашего ложного эго, то есть нашего представления о себе в этом мире и в отношениях с другими. Таким образом, это очень относительный мир, в котором люди не соглашаются и даже (под влиянием тама-гуны) не могут согласиться друг с другом относительного того, что им делать, что правильно, а что – нет. Некоторые думают только о себе, некоторые – о себе и каком-то общем благе для других, иные же согланы делать что угодно, лишь бы поменьше – что для себя, что для других. Именно влияние гун разжигает споры о том, что и как нам делать. Каждая сторона при этом чувствует себя правой, считает верным именно свой курс, хотя идеи их могут вести к совершенно различным последствиям. Именно гуны заставляют одних думать о выгоде, других – беспокоиться о бедных или об окружающей среде, третьих – вообще ни о чем не заботиться. Именно в гунах страсти и невежества коренится причина эксплуатации людей и природных ресурсов.

 

Облики инопланетян

«Черные мусульмане» и материнский корабль

Достопочтенный Илайджа Мухаммад в книге «Послание к американскому чернокожему» и священник Луи Фарракхан, оба принадлежащие к организации «Черные мусульмане», также упоминают о материнских кораблях. В...

Путь к нескончаемой неудовлетворенности

Возможно, это звучит банально и давно известно всем, но, похоже, повторять нужно снова и снова: жадность не знает границ. Когда человек, одолеваемый голодом и жаждой, ест, его сильное желание принимать пищу ослабевает. Подобно этому, разгневанный...

Что такое дхарма семьи?

Сегодня мы рассмотрим тему семьи. Насколько я помню, в прошлый раз мы обсуждали психологию мужчины и женщины. Как они устроены, почему они такие? Почему они не понимают друг друга и как они могут научиться понимать друг друга? Вывод был таков,...

Психология зла

Американский психолог и известный писатель Скотт Пек прямо обращается к вопросу существования зла в своей книге «Люди лжи. Можно ли надеяться на избавление от людского зла?». Конечно, многие профессиональные психологи считают тему зла...

Христианская идея господства – «я и мое» в раджа-гуне

Уже проследив влияние христианства на переход из саттвы в раджас, мы не могли не взглянуть на него вновь, чтобы установить связь между ним и теми проявлениями раджа-гуны и тама-гуны, с которыми мы сталкиваемся в двадцатом (и не только) столетии....

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color