Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Развитие вожделения

«Хочу... хочу... хочу...» – это мантра вожделения. Перечень того, что мы хотим, бесконечен. Такова одна удивительная особенность вожделения: оно не знает границ. Неважно, сколько у нас есть; мы всегда хотим больше. «Хочу... хочу... хочу...» Список наших желаний никогда не закончится, поскольку постоянно появляются новые. В Бхагаватам описывается причина этого явления: мы заражены Гунами материальной природы. А вожделение и сильное желание – признаки гун страсти и невежества. Созерцая объекты чувств, человек начинает испытывать желание обладать ими, из этого желания рождается привязанность, а из привязанности – вожделение.

Понять эту последовательность довольно просто. Для примера возьмем любую вещь, которой вы владеете. Прежде чем купить ее, вы сначала подумали о возможности обладать этой вещью. Затем, основываясь на желании, вы предприняли необходимые действия, чтобы заполучить ее. Конечно, этот процесс протекает незаметно, и часто мы его даже не осознаём. Мы не начинаем размышлять, откуда у нас появилось то или иное желание; мы хотим – и все тут! Конечно, желаниям человека несть числа. Особенно если учесть современные методы сбыта, которые искусственно усиливают требования чувств. Сколько раз вы приходили в магазин за одной вещью, а уходили с другой, хотя, входя в двери магазина, вовсе не намеревались ее покупать? Продавцы знают, как подхлестнуть желание покупателя, и раскладывают свои товары как можно привлекательнее, чтобы завладеть вашим вниманием. Они знают: стоит вам что-то увидеть – и дело в шляпе. Созерцая объект, вы взращиваете в своем сердце желание заполучить его и... покупаете не то, что нужно.

Дети – очень хороший пример этого явления, поскольку они очень открыты в своих желаниях и поступках. Приведите их в кондитерский магазин, и их чувства выйдут из берегов. Они хотят все, что видят. Они тянут свои маленькие ручки из коляски с такой силой, что, кажется, желанная вещь сейчас сама взлетит с полки и устремится к ним. Часто можно видеть, как раздраженная мама героически пытается выйти из магазина, оставляя внутри свое чадо, истерически вопящее о неисполненных желаниях. Гита объясняет и это: гнев рождается из разочарования от неудовлетворенных желаний.

Отчасти наш культурный рост выражается в том, что, взрослея, мы учимся обуздывать свои желания в соответствии со своими возможностями, вопреки противоречивым потребностям и желаниям. Не менее важно развить свой разум, чтобы распознать те желания или соблазны, без которых нам будет только лучше. Еще одна составляющая нашего культурного роста – умение высказывать либо скрывать свои желания так, чтобы это наиболее благоприятствовало их выполнению. Дети в этом отношении весьма сообразительны и нередко быстро схватывают, как управлять неопытными и ничего не подозревающими родителями, чтобы получить желаемое. В раннем возрасте мы раскрываем свои желания без всякого смущения, но, взрослея, учимся быть более тонкими и даже искусными в этом умении. Если плач и истерики срабатывают, то к ним можно прибегнуть в любой момент, когда потребуется, но когда мы становимся старше, этот навык превращается в куда более сложные проявления эмоционального страдания от неудовлетворенных желаний. Большинство взрослых не закатывает истерик, они, как правило, либо исподволь, либо открыто сообщают о своих желаниях тем, кто может их исполнить. Тут применяются намеки, предложения, выражение зависти к другим, прямые просьбы, интеллектуальное давление и даже акты враждебности. Конечно, безопаснее всего достигать желаемого своими честными усилиями, и добрые люди так и делают. Но если очень хочется, а по-честному никак не получается – слишком трудно или неохота, – в ход идут такие средства, как жульничество, воровство, подкуп, обман и насилие. Для тех, кто ко всему этому склонен, эти средства будут стоять даже на первом месте.

Если обстоятельства сложились так, что мы не можем раскрыть свои истинные желания или намерения окружающим, мы будем скрывать их или попытаемся выразиться осторожно и тактично. Ведические писания определяют подобное желание утаить то, что на уме, словом авахиттха, «скрытность». Ачарья вайшнавов Бхактивинода Тхакур пишет в своем романе «Джай-ва-дхарма»: «Променяв этот прямой путь на путь обмана, человек становится коварным, принимается за предосудительные дела и пытается скрыть свою бесчестность за фасадом красивых слов и внешней благовоспитанности». Зачастую такие красивые слова – всего лишь ложь. Ложь и интриги совсем не редко становятся средством обретения вожделенных предметов. Обманывая и запутывая других, мы можем совершенно скрыть свои намерения или сплести какую-нибудь сложную интригу, чтобы получить свое, но при этом как бы остаться в стороне. Однако двуличие и ложь – опасная ловушка, попадая в которую, человек скоро сам становится жертвой собственных поступков. Обманывая других, размывая границы между правдой и ложью, человек быстро утрачивает способность отличать правду от лжи. Иными словами, пытаясь ввести в заблуждение других, мы начинаем заблуждаться сами. Правда – это то, что я хочу! По крайней мере мы так думаем, но от этого ложь не становится истиной! Постоянно притворяясь, мы все больше и больше отдаем себя во власть майи. Эта майя помогает сформироваться нашему ложному эго (аханкаре), в котором мы прячем – даже от самих себя – свои настоящие мысли. Мы перестаем понимать свои же собственные мотивы и свои поступки.

Первый обман, в который мы ввязываемся, – это желание наслаждаться собственностью Бога, считая себя полноправными владельцами объектов этого мира. Бхактиведанта Свами не раз описывал это в своих трудах:

Он дух. Он не имеет ничего общего с материальным миром, но хочет его. Точнее, хочет наслаждаться, чувствовать себя хозяином. Он слуга... Иногда слуги думают: «Почему я слуга? Почему не хозяин?» Это естественно. Но естественное его положение – быть подчиненным, слугой. Если он останется слугой Бога, то он всегда будет счастлив. Но он хочет стать господином, а в духовном мире это невозможно, поскольку в духовном мире только один господин... Поэтому ему дают шанс: «Ладно, иди в материальный мир и будь господином». Но это падение. Итак, он борется за существование, и каждый пытается стать господином (беседа 22 июня 1976 года, Новый Вриндаван).

Нет никакой необходимости выяснять, когда именно живое существо впервые захотело этого. Несомненно одно: как только у него возникло такое желание, оно, по воле Господа, было отдано во власть атма-майи. Вот почему живое существо, погруженное в сон материального сознания, грезит о «я и мое». Сон души состоит в том, что она думает о своем материальном теле: это «я», или мнит себя Господом, а всё, что так или иначе связано с материальным телом, считает «своим». Таким образом, ложная концепция «я и мое», которая тянется за ним из жизни в жизнь, это всего лишь сон. Так продолжается до тех пор, пока живое существо не осознает свою истинную природу и не поймет, что является неотъемлемой частицей Господа, вечно подчиненной Ему (Бхаг., 2.9.1, комм.).

Весь процесс самоосознания – это попытка избавиться от самообмана, чтобы увидеть истину как она есть, осознать свое положение по отношению к этому миру и его творцу и отбросить необдуманные и порочные желания и привязанности – те самые веревки, которые привязывают нас к этому колесу повторяющихся рождений и смертей. Тот, кто стремится к самоосознанию, становится очень искренним в общении с другими. Продолжение высказывания Бхактивиноды Тхакура, процитированного выше, звучит так: «Истинную культуру, в ее первозданном виде, лишенную какой бы то ни было нечестности, можно найти в среде вайшнавов. Быть культурным значит быть достойным сидеть в собрании серьезных и честных людей – иными словами, быть порядочным человеком. Но в наше время культурой считают способ сокрытия своих бесчестных внутренних мотивов, который со временем превращается в прямой обман».

 

Системы даша

Системы Даша являются исключительной особенностью Ведической астрологии. Существуют сотни даша-систем. Каждая даша-система делит жизнь (или срок действия астрологической карты) на периоды, под-периоды, под-под-периоды и так далее. Все периоды...

Уровни сознания

Сознание — самый важный аспект нашей жизни, поэтому его важно изучить. Сознание означает «Я»,поэтому, когда мы говорим «свое сознание»,то это не совсем точное выражение, потому что сознание не может быть свое или мое, сознание — это Я. Сейчас...

В чем состоит экономическая проблема? Единственное решение

Отвечая на вопрос об экономической проблеме, я значительно отклонился от стандартного подхода, утверждая, что в основе всех экономических проблем лежат отнюдь не деньги, кредиты или платежный баланс. Причина не в деривативах, дефицитном...

Выстраивание голограммы памяти

Прежде чем переходить непосредственно к приведению в порядок всех воспоминаний, необходимо определить исходный уровень вашей памяти. Тест очень простой: постарайтесь вспомнить свой первый класс и составьте список тех одноклассников, чьи имена...

Самоосознание и ответственность

Люди должны заниматься самоосознанием, то есть как мы уже говорили, должна быть какая-то цель в жизни. Без такой цели семья может попусту проводить время и появятся какие-то плохие привычки у любых членов семьи . Эти дурные привычки приведут к...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color