Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Словарь имен и терминов

Ахам мамети – ложная концепция сознания «я и моё».

Аханкара – ложное отождествление личности с чем-то материальным; ложное эго.

Арджуна – один из пяти Пандавов, друг Господа Кришны и главный герой «Бхагавад-гиты»; центральная фигура в историческом эпосе «Махабхарата».

Артха – экономическое развитие и/или его результат.

Асуры – демоны-атеисты, не следующие ведическим принципам; тот, кто противопоставляет себя Богу как Всевышнему.

Атма – живое существо, или душа.

Атьяхара – чрезмерное накопление материальных вещей или переедание.

«Бхагавад-гита» – основной трактат о духовной науке; текст ведической литературы, объясняющий основы концепций Бога, живого существа, времени, кармы и материальной природы.

Бхактивинода Тхакур (1838-1915) – отец и наставник Бхак-тисиддханты Сарасвати. Он возродил миссию Господа Чайтаньи в современном мире. Из-под его пера вышло много поем, песен и книг, глубоко раскрывающих учение гаудия-вайшнавов.

Бхактисиддханта Сарасвати (1874-1937) – духовный учитель А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады; великий и бескомпромиссный проповедник, основавший духовную организацию Гаудия-матх для распространения послания Шри Чайтаньи Маха-прабху.

Бхакти-йога – йога преданного служения Господу Кришне, согласно учению гаудия-вайшнавов; метод восстановления отношений с Верховным Господом.

Бхарата-варша – В давние времена так называли планету Земля. Сейчас относится только к территории Индии.

Бхуми – Богиня Земли. Личность, олицетворяющая Землю.

Брахма – первое сотворенное существо во вселенной, полубог, управляющий гуной страсти; вторичный творец вселенной.

Брахманы – лидеры общества; человеческое общество делится на четыре сословия, одно из которых – брахманы, пребывающие в гуне благости. Естественные качества брахманов – умиротворенность, самоконтроль, аскетичность, чистота, терпимость, честность, знание, мудрость и религиозность. Благодаря этим качествам брахманы естественно ведут за собой остальные три сословия общества.

Вайкунтха – духовный мир, буквально «место, где нет тревог». В этой трансцендентной обители совершенные духовные существа пребывают в вечном духовном союзе с Господом.

Вайшнав – поклоняющийся Вишну или Кришне.

Варны – четыре сословия ведического общества: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Вайшьи – фермеры и торговцы; третье сословие в ведической системе деления общества.

Варнашрама-дхарма – ведическая система деления общества на четыре сословия и четыре этапа духовной жизни. Согласно Ведам, общество нельзя считать человеческим, если оно не следует культурным и духовным принципам варнашрама-дхармы.

Веды – изначальные Священные писания, которые поведал людям Сам Господь Кришна.

Вишну – Верховный Господь. В материальной вселенной Вишну управляет гуной благости.

Вьясадева – воплощение Господа Кришны, великий мудрец. В начале Кали-юги записал Веды.

Дайва-варнашрама – духовная варнашрама, члены которой действуют согласно принципам преданного служения, делая всё ради удовлетворения Верховного Господа Шри Кришны. Дайва-варнашрама выше гун и принципов варнашрама-дхармы, но последователи дайва-варнашрамы продолжают следовать принципам варнашрама-дхармы ради того, чтобы показать пример другим (Б.-г., 3.25-26).

Дхарма – долг, обязанность человека, неотъемлемая характеристика, природа предмета или живого существа (сва-дхарма).

Гаудия-вайшнав – вайшнав, который следует чистому учению Господа Чайтаньи; название «Гаудия» относится к области Бенгалии и Бангладеш. Вайшнав – это преданный Вишну или Кришны. Таким образом, гаудия-вайшнав – тот, кто следует учению вайшнавизма, начатого Шри Чайтаньей Махапрабху 500 лет назад в Бенгалии. См. также: Чайтанья Махапрабху, Кришна, вайшнав, Вишну.

Гуны – качества материальной природы: благость, страсть и невежество, или саттва-гуна, раджа-гуна и тама-гуна.

Джива – атма, душа.

Йога – метод воссоединения с Богом, буквально «связь».

Кали-юга (век Кали) – текущая эпоха, эпоха вражды и лицемерия; последняя в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. По мере развития Кали-юги сильнее проявляется деградация человеческого общества и увеличивается склонность людей заниматься греховной деятельностью. Эпоха Кали характеризуется тем, что люди этой эпохи живут недолго, обладают слабой памятью, подвержены болезням и беспокойствам.

Кама – вожделение.

Карма – здесь: последствия материальной деятельности, возникающие вследствие того, что человек стремится получить ее плоды и считает себя делателем. Имеет четыре значения: 1) материальная деятельность, совершаемая согласно предписаниям Вед; 2) деятельность, относящаяся к развитию материального тела; 3) любая материальная деятельность, влекущая соответствующие последствия; 4) материальные действия, возникающие в результате последствий деятельности, совершенной ранее. Закон кармы вынуждает человека получать последствия его деятельности. Например, если человек делает что-то хорошее для других, он обретает красоту, богатство, образование и т. п. С другой стороны, если человек причиняет другим боль и страдания, он навлекает боль и страдания на себя.

Карма-йога – деятельность в соответствии с правилами и предписаниями Вед с целью удовлетворить Господа. Если та же самая деятельность выполняется бескорыстно, только ради удовлетворения Господа, она становится бхакти-йогой, или чистым преданным служением.

Кришна – Верховная Личность Бога в Своем изначальном духовном образе.

Кшатрий – второе сословие в ведической системе деления общества воины или правители, использующие военную силу для защиты принципов ведической культуры и социального порядка. Находятся в основном под влиянием гуны страсти.

«Махабхарата» – эпическое произведение об истории древней Индии. Описывает историю вражды между Пандавами и Кау-равами, олицетворяющими силы добра и зла.

Маха-мантра – великая песнь освобождения, пение которой является универсальной религиозной практикой для эпохи Кали:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Маха-прасад – остатки пищи, предложенные Богу согласно вайшнавской традиции.

Майя – иллюзорная энергия Господа, которая правит материальным миром и покрывает атму, заставляя ее забыть свою духовную сущность и отождествиться с материальным телом.

Мокша – вид освобождения от материального существования, при котором достигается или Брахман, или Вайкунт-ха. Ведическая культура предписывает четырехступенчатый путь достижения совершенства: дхарму (религиозность), арт-ху (экономическое развитие), каму (удовлетворение чувств) и мокшу (освобождение души от рождения и смерти). Этот путь позволяет привязанным к материальной жизни людям удовлетворить свои чувства в духе отречения и в конечном итоге на последней стадии жизни полностью отречься от материальной жизни и достичь освобождения. Шри Чайтанья Махапрабху сделал этот метод ненужным, потому что свободно раздавал любовь к Богу через санкиртана-ягью, совместное пение Святых имен Бога.

Параматма – Сверхдуша, форма Верховного Господа Вишну, в которой Он находится в сердце каждого живого существа.

Парамешвара – Верховный Повелитель, одно из имен Кришны.

Партха-саратхи – «колесничий Партхи», имя Кришны, связанное с той ролью, которую Он играл по отношению к Арджуне на поле битвы Курукшетра.

Прабхупада – ачарья-основатель Международного общества Сознания Кришны (ИСККОН). Следуя наставлению своего гуру проповедовать философию Шри Чайтаньи Махапрабху на английском языке, он основал ИСККОН, миссией которого стало распространение Сознания Кришны по всему миру.

Праджа – материально зависящий (от кого-либо).

Прасад – милость; освященная пища или какие-либо предметы, которые были поднесены Господу.

Раджо-гуна (раджас) – страсть; качество материальной природы, влияние которой заставляет живых существ стремиться к деятельности ради плодов.

Ракшасы – один из видов человеческих существ, обладают развитым разумом и свободной волей, но отвергают существование Бога, считаются демоничными.

Самсара – цикл повторяющихся рождений и смертей, через которые проходит живое существо в материальном мире.

Самскары – ведические очистительные обряды, одухотворяющие жизнь человека. Существует восемь самскар, которые совершаются на протяжении всей жизни человека. Также относится к «памяти души», когда человек смутно чувствует на себе влияние условий предыдущих жизней.

Саттва-гуна – благость; одна из трех гун материальной природы, которая возвышает и очищает.

Сатья-юга – первая из четырех эпох, Золотой век. В течение этой эпохи отсутствует невежество, все люди религиозны и на Земле царит мир и покой.

Тама-гуна (тамас) – невежество; третье качество материальной энергии. Признаки тама-гуны: разрушение, невежество, безумие, иллюзия.

Харинама-санкиртана – совместное пение Святых имен Господа, например, маха-мантры «Харе Кришна».

«Чайтанья-чаритамрита» – произведение, составленное в XVI веке Шрилой Кришнадасом Кавираджей Госвами. Повествует о деяниях Шри Чайтаньи Махапрабху; его достоверная биография.

Чайтанья Махапрабху – воплощение Господа Кришны. В XV веке Он приходил в образе преданного Кришны, чтобы учить людей юга-дхарме, или религии этого века, совместному воспеванию маха мантры «Харе Кришна». Это самое милостивое воплощение Господа, потому что Он одаривал каждого чистой любовью к Богу.

Шактьявеша-аватара – воплощение Господа, уполномоченное для определенной миссии, например Вьясадева, который был уполномочен записать ведическое знание.

Шастры – богооткровенные писания; ведические писания.

Шива – полубог, управляющий гуной невежества в материальном мире.

«Шримад-Бхагаватам» – буквально: «Прекрасная песнь о Личности Бога». Является комментарием Вьясадевы на Веды, которые он составил ранее. Заключает в себе суть всей ведической литературы.

Шрути – знания, приобретаемые в процессе слушания духовного учителя; изначальные ведические писания (Веды и Упа-нишады), данные человечеству Самим Верховным Господом.

Шуддха-саттва – чистая благость, без каких-либо примесей качеств страсти и невежества. Состояние шуддха-саттвы возможно только на трансцендентном уровне.

Шудры – рабочие; одна из четырех варн. Шудры являются членами общества, выполняющими физическую работу.

Юги – четыре циклически повторяющихся периода, через которые проходит в своем развитии вселенная.

Якши – подданные полубога Куверы, казначея полубогов.

 

Бхагавад-гита глава вторая. Краткое изложение «Бхагавад-гиты»

 

Закладка способностей будущего ребенка

Сейчас достаточно много публикаций о том, что воспитанием и развитием ребенка можно начинать заниматься задолго до рождения. Да, это действительно так, и в данной главе излагаются некоторые общие теоретические моменты, знание которых может дать...

Воспитание хороших качеств

Некоторые родители думают — если они воспитают ребёнка более образованным или более влиятельным в обществе или богатым, то они обеспечат ребёнку светлое будущее и это главное что нужно сделать. Но это ошибка. Надо больше заботиться о воспитании...

Cверхдуша в сердце

Каждый раз, когда душа подчиняет себе чувства, это проявление милости Бога и Его воли. На самом деле Господь никогда не оставляет нас. Любовное присутствие Бога, который слушает, наблюдает и направляет нас изнутри, может быть прочувствовано...

Переход от благости к страсти

Кому-то такое утверждение может показаться нелепым, но конец экономике в гуне благости положило протестантство. Нас это не должно удивлять, поскольку гуны материальной природы оказывают влияние и на религии, в их мирском истолковании. Именно...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color