Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Ум в цепях вожделения – путь к вечной жизни... в материальном мире

Незнание собственной природы не дает нам выйти из нашего печального положения, которое заключается в том, что мы бесконечно стремимся к объектам чувств и бесконечно скорбим по поводу утраченного. Как может разум нормально работать и решать, что приемлемо, а что нет, если он совершенно не понимает правды жизни? То, что человек считает благом для себя, зависит всецело от его представления о себе. Если разум не приучен понимать, что воспринимающий – душа, отличная от тела и ума, как он сможет делать выбор, верный по отношению к духовному, вечному благу? Не сможет, конечно. В такой ситуации у разума нет основы для принятия решений.

Большинство людей думает, что они – тело, ну или, в крайнем случае, ум. Некоторые имеют какое-то представление о душе, но поскольку в преобладающих религиозных традициях это понятие объясняется недостаточно полно, люди не совсем понимают, что значит «душа». А когда человек обусловлен, считая себя телом или умом, любое желание, которое приходит на ум, воспринимается как свое собственное. Тогда мы думаем: «Я хочу того... Я хочу этого». Кто это внутри нас говорит: «Я хочу»? Возможных источника три: «я» – душа, «я» – разум и «я» – ум (четвертый возможный источник – это Господь, Сверхдуша, пребывающая в нашем сердце. В этой книге мы не рассматриваем Ее подробно. За более подробной информацией читателю рекомендуется обратиться к «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам»).

Эти элементы настолько тонки по своей природе, что понять разницу между ними можно только по их деятельности.

Функция разума – распознавать, что желательно, а что нет, основываясь на своем понимании долгосрочного блага. Функция ума – также определять, что желательно, а что нет, но имея в виду сиюминутное удовольствие, которое испытывают чувства. А истинное желание души – найти неиссякаемый источник удовлетворения в своем изначальном, трансцендентном состоянии. Чтобы определить, кто же «говорит» внутри нас, нужно заглянуть внутрь себя и проанализировать свои мысли, исходя из этих критериев. Научиться различать внутренние «голоса» – цель начальной подготовки в йоге (Узнав, что он – атма (душа), при помощи разума, решительно настроенного действовать в интересах души, человек начинает следовать наставлениям духов
ного учителя. Именно разум побуждает человека обуздывать чувства по совету духовного учителя, тогда как ум продолжает требовать наслаждения чувств. Если человек, не подчинившись уму, выбирает наставления гуру, он может научиться тому, как смирять свой ум при помощи разума. Наставления духовного учителя —основа для того, чтобы научиться распознавать ум и разум. Если ученик занят садхана-бхакти (духовной практикой), то регулярным упражнением, помогающим обуздать беспокойный ум, становится джапа-медитация. При помощи нее человек подчиняет себе ум, и тот может стать его лучшим другом и помощником на пути к духовному успеху).

Просит о наслаждении чувств?

Значит, ум. Напоминает о пользе для будущего? Тогда разум. Конечно, эти «голоса» могут заспорить друг с другом. В мультфильмах эту нравственную дилемму обычно изображают в виде ангела и дьявола, сидящих на плечах человека. «Давай!» – «Не надо!» – «Давай-давай!» Бой в разгаре. Дьявол и ангел – это ум и разум соответственно. Уму хочется какого-нибудь вкусного, пусть даже и запретного, плода. Но разум помнит, что когда-нибудь за это придется платить и лучше бы позаботиться о том, чтобы в будущем все было хорошо.

Поскольку многие люди не понимают разницы между грубым и тонким телом, между умом и разумом, не знают ни о существовании души, ни о ее природе, они считают этот внутренний голос голосом своего единого и неделимого «я». Поэтому, услышав изнутри «я хочу», такой человек неизбежно предполагает, что это «его» желание. Как только появляется возможность испытать сиюминутное удовольствие, ум немедленно получает карт-бланш. Это очень опасно, поскольку нет для нас врага злейшего, чем неконтролируемый ум. А если действовать по указке злейшего врага, вряд ли это приведет к чему-то хорошему. Обусловленный материалистическими представлениями о жизни, ум желает немало такого, что может стать источником бед и привести к новым рождениям в материальном мире. Поэтому в Бхагаватам (5.6.5) говорится: «Именно ум является корнем вожделения, гнева, гордости, жадности, скорби, иллюзии и страха – оков, что удерживают душу в рабстве кармической деятельности. Так разве станет мудрый человек доверять уму?» И далее: «Итак, ложное „я" обусловленной души – ее ум – является причиной всех ее несчастий в материальном мире. Пока душа не поймет этого, ей придется и дальше бродить по вселенной и страдать, получая все новые и новые материальные тела. В уме коренятся болезни, скорбь, иллюзия, привязанность, жадность, вражда, и из-за этого душа томится в плену материи и ошибочно считает себя частью этого мира» (Бхаг., 5.11.16).

Чтобы ярче обрисовать роль ума в материальном рабстве, а также в счастье и страданиях, Господь Кришна рассказывает историю о брахмане из города Аванти.

Прежде этот брахман был земледельцем и торговцем. Он был крайне жаден, скуп и подвержен гневу. В итоге его жена, сыновья, дочери, родственники и слуги были лишены всяких удовольствий и постепенно утратили свою любовь к нему. С течением времени всё его богатство унесли воры, члены семьи и судьба. Оставшись без собственности и покинутый всеми, брахман развил в своем сердце дух отречения. Он был очень благодарен, что это чувство проявилось в нем, и счел это обстоятельство реальным способом избавить свою душу из материального рабства.

В этом состоянии отрешенности брахман из Аванти начал странствовать по свету, скрывая от простых людей свой высокий духовный уровень. И беспутные люди, видя перед собой старого и грязного попрошайку, всячески бесчестили его... Но даже под насмешками этих низких людей, что пытались склонить его к падению, он оставался стойким в исполнении своих духовных обязанностей. Утвердив свою решимость в гуне благости, он думал:

«Причина моего счастья и горя – не люди. И не полубоги (олубоги – это управители делами вселенной. Эти представители Господа распоряжаются элементами вселенной: солнцем, луной, дождем, ветром, океаном, рождением и смертью живых существ, кармой и т. д.), не мое тело, не планеты, не моя прошлая деятельность и не время. Ум, и только он порождает счастье, и страдания, и нескончаемый круговорот материальной жизни. Могущественный ум приводит в движение функции материальных гун, из которых возникают разные виды материальной деятельности в гуне благости, страсти и невежества. В соответствии с его деятельностью в этих гунах человек обретает соответствующее положение в обществе. Я, бесконечно малая душа, присвоил этот ум, который есть зеркало, отражающее образ материального мира. Так я стал наслаждаться объектами желания и, соприкасаясь с Гунами природы, совсем запутался. (История брахмана из Аванти рассказана в двадцать третьей главе одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам»)

Благотворительность, исполнение предписанных обязанностей, соблюдение главных и второстепенных регулирующих принципов, слушание священных писаний, благочестивые поступки и очистительные обеты... Конечная цель всего этого – покорить ум. Но на самом деле высшая разновидность йоги – это сосредоточить свой ум на Всевышнем. Если ум сосредоточен и умиротворен, зачем тогда заниматься ритуальной благотворительностью и совершать прочие обряды благочестия? А если ум не находится под контролем, если он потерян в невежестве, то какой для него смысл во всех этих занятиях? Все чувства с незапамятных времен находятся во власти ума, а сам ум никогда никому не подчиняется. Он сильнее самого сильного, и его грозная сила поистине страшна. Поэтому всякий, кто подчинит себе ум, станет господином чувств.

Не сумев покорить непобедимого врага, ум, чьи желания нестерпимы и который беспокоит сердце, многие люди совершенно сбиты с толку и безо всякой нужды ссорятся друг с другом. Так они заключают, что другие люди им либо друзья, либо враги, либо безразличны к ним. Разум тех, кто отождествляет себя с телом, которое всего лишь порождение материального ума, слеп. Они мыслят в категориях „я и мое". Они пребывают в иллюзии, думая: „Вот это – я, а вон то – это что-то другое", и так скитаются в бесконечной тьме»26.

Шри Кришна завершает историю брахмана из Аванти утверждением о том, что ум – это и есть узы материального существования: «Никакая другая сила, кроме смятения собственного ума, не может заставить душу испытывать счастье и страдания. То, что человек воспринимает других как друзей, либо тех, кто нейтрально относится к нему, либо как врагов, да и вообще его ощущение материальной жизни – всё это строится на таком восприятии и попросту порождено невежеством». Таким образом, источник вожделения – иллюзия, проистекающая из невежества.

 

Как работает денежная система

Разобраться в этом нам поможет краткое (и очень неполное) описание создания денег. Нижеследующий текст представляет собой отрывок из лекции, прочитанной Эдвардом Гриффином, автором книги «Тварь с острова Джекилла». В этой книге подробнейшим...

Архетип воина, романтика

Для проработки этого архетипа совсем не обязательно представлять себя на какой-то войне и в конкретное время. Хотя многим намного проще описать, что бы они чувствовали, окажись они на месте одного из 300 спартанцев или 28 панфиловцев.

Каждый...

Вожделение, гнев и жадность

О Господь, тех, чьи сердца обмануты влиянием вожделения, алчности, зависти и иллюзии, привлекают лишь сотворенные Твоей майей ложные отношения и собственность. Привязанные к дому, жене и детям, они вечно скитаются в материальном мире (Бхаг.,...

Благоприятные дни для зачатия ребенка и неблагоприятные дни месячных

Считая от начала месячных, как уже говорилось выше, первые четыре дня категорически запрещаются для сексуальных отношений. Половой акт в первый день месячных разрушает здоровье мужа, во второй день — здоровье жены, в третий день нарушает баланс...

7 этапов отношений между мужчиной и женщиной

Интервью с Александром Хакимовым

— Почему Вы так часто повторяете в своих лекциях и выступлениях о том, как важно правильно строить отношения? С чем связан такой приоритет?

— Существует два вида знания — это гьяна и вигьяна.Гьяна — это знание...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color