Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Влияние гун и эволюция экономики

Ни одна из гун этого мира не бывает абсолютной чистой. Все они имеют примеси. В материальной благости всегда есть чуть-чуть страсти и невежества, в страсти – благости и невежества и так далее. Более того, сознание человека обусловлено сочетанием гун и их соответствующим влиянием. Поэтому не стоит ожидать, что мы сможем найти примеры обществ, которые находятся полностью в гуне благости, страсти или невежества. Скорее, нам нужно в каждом рядовом представителе общества обнаружить сферу влияния и свойства каждой из гун. Можно предположить, что благость будет колебаться от почти чистой до граничащей со страстью. Аналогичным образом страсть будет варьировать от почти благости до почти невежества, а невежество – от почти страсти до абсолютной развращенности. Поэтому мы надеемся рассмотреть сферу влияния и размах деятельности гун во всех составляющих человеческого общества, в личных и общественно-экономических делах.

Как уже говорилось в главе 1, влияние гун меняется в зависимости от эпохи: от саттвы – в Сатья-югу до тамаса – в век Кали, чтобы дживы с разным сознанием получили поле деятельности в зависимости от своего сознания. В эпоху Кали власть над Землей переходит в руки опустившихся, низких людей и демонов, которые используют ее в своих целях. Поэтому не стоит удивляться тому, что с течением времени общество деградирует. Однако этот факт может оказаться прискорбным, если принять, что истинное назначение материального мира – дать живым существа возможность наслаждаться материальной энергией в разных формах. Но с точки зрения чистой духовности даже деятельность в благости не приносит никакой пользы, поскольку все бесчисленные дживы, обитающие в этом мире, занимают не свое место и не могут найти здесь постоянного и безграничного счастья, о котором мечтают. С духовной точки зрения весь мир – одна большая тюрьма для тех, кто захотел жить вопреки воле Господа. И, согласно выводам учителей ведической мудрости, разница в положении «привилегированных» и «простых» заключенных невелика.

Для читателей, не знакомых с ведическим взглядом на историю человечества, прозвучит непривычно, а то и вызовет скептические усмешки, то утверждения, что человеческая эволюция движется в направлении деградации. Жителей Запада учат тому, что человеческое общество развилось из животного стада и самые первые люди, которые еще недавно были обезьянами, совсем недалеко ушли от зверей, и даже были еще более дикими, чем звери, поскольку убивали своих ближних. Пропагандисты современной культуры говорят, что сейчас мы находимся на вершине социального прогресса и человечество никогда не достигало того, чего оно достигло сейчас. Нам говорят, что всё настолько хорошо, что лучше просто быть не может. К счастью, это вовсе не так.

И не просто «не так» – весь тот «прогресс», который обычно называют эволюцией западного общества, прямо противоположен подлинной истории человечества на Земле. Ведическая история находится в резком противостоянии с современной западной идеей о том, что мы произошли от доисторических предков, которые были больше похожи на животных. Она говорит нам, что в предыдущие века человечество было куда более развитым в том, что касается знаний, культуры и цивилизованности. Ведический взгляд на мир учит нас, что, перелистывая страницы времени, мы деволюционируем (т. е. движемся вспять), а не эволюционируем, и этому есть множество свидетельств. Особенно убедительны свидетельства экономические. Недавний пример этой тенденции был описан для нас Еленой Норберг-Ходж.

Экономическая эволюция в Ладакхе

В качестве примера того, как гуна благости переходит в страсть, мы рассмотрим опыт жителей Ладакха (Кашмир), описанный антропологом Еленой Норберг-Ходж, которая была первым иностранцем, переселившимся туда на постоянное место жительства. Ей посчастливилось прожить там более тридцати лет, все это время изучая жизнь в традиционных деревнях – такую, какой она была до вторжения западной культуры. Из ее записей видно, как выглядела эта жизнь:

«В «традиционном» Ладакхе никому и в голову не прхо-дило связывать человеческое счастье с прибылью или собственностью. Укоренившееся уважение к основным человеческим потребностям других и принятие естественных ограничений окружающего мира делало жителей Ладакха свободными от плена иллюзорной ценности имущества. Счастье было просто ощущением. Несмотря на непростую, по западным стандартам, жизнь, люди удовлетворяли свои основные физические, социальные, духовные и творческие потребности под надежной защитой заботливой и щедрой общины и в условиях богатой самодостаточной аграрной экономики – и видно было, как они счастливы. (Курсив автора.)

В этой культуре отражены признаки саттвы: уважение к людям, забота о них и об окружающей среде, ощущение внутреннего счастья. Норберг-Ходж в течение нескольких десятилетий регулярно посещала этот район и описывала последующие перемены – по мере того, как там начала развиваться экономика в западном стиле. Она отмечает, что «авангард» современной колонизации Ладакха составили туристы, СМИ, образовательные средства и технологии. Это «развитие» «породило пустоту в жизни людей, неполноценность в их представлениях о себе и жадность к накоплению материальных богатств». Подобное влияние зачастую незаметно, но при том очень сильно:

Западный турист за день может потратить денег больше, чем ладакхская семья за год. Видя это, жители Ла-дакха внезапно почувствовали себя бедными. Это новое сравнение вызвало раскол, чего раньше никогда не было, так как в традиционном Ладакхе люди не нуждались в деньгах, чтобы вести богатую, полноценную жизнь. Ладакхское общество было основано на взаимопомощи и сотрудничестве, никто не требовал денег за труд, еду, одежду или кров... При традиционной экономике ладак-хцы знали, что зависят от других, а другие, в свою очередь, зависят от них. В новой же экономической системе «местная» взаимозависимость уничтожается, как и традиционный уровень терпимости. Вместо совместного удовлетворения насущных потребностей здесь теперь царят конкуренция и дефицит, став определяющими выживания.

Возможно, самая трагическая из перемен, которые я наблюдала в Ладакхе, – это порочный круг, в котором личная неуверенность в себе способствует ослаблению семейных и общинных уз, что, в свою очередь, еще больше подрывает чувство собственного достоинства каждого. Главную роль в этом процессе играет консумеризм, так как эмоциональная неустойчивость порождает желание приобретать внешние знаки материального статуса. Стремление к признанию и одобрению разжигает тягу к накоплению собственности, обладая которой, человек, как предполагается, уже что-то из себя представляет... Сердце разрывается, когда видишь, как люди покупают вещи, чтобы добиться почета, уважения, любви, в конце концов, а эффект, как правило, противоположный... Они отдаляются друг от друга, что еще больше усиливает их желание признания (Helena Norberg-Hodge, The Pressure to Modernize and Globalize // Case Against the Global Economy, p. 41)

По мере того как представители современного общества все больше и больше вторгались в ладакхское общество, становились заметны признаки проникающего в жизнь раджаса: конкуренция, желание приобретения и безличные попытки обрести уважение не благодаря личным качествам и способностям, а через обладание собственностью. Также мы увидели результаты страсти – социальное отчуждение и нестабильность.

Ладакх пережил атаку страсти и невежества относительно поздно. Большая часть стран мира пала под их ударами давным-давно. В следующей главе мы познакомимся с раджа-гуной и свойственными ей идеями частной собственности и накопления богатства, основанными на общественном соглашении. Посмотрим мы и на сопутствующие ей последствия.

 

Гуны и великие эпохи

Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он – время, самый могущественный из всех материальных элементов, поскольку никто не в силах избежать его влияния. Время невидимо и неощутимо. Однако оно несет всех живых существ, подобно ветру, носящему...

Архетип воина, романтика

Для проработки этого архетипа совсем не обязательно представлять себя на какой-то войне и в конкретное время. Хотя многим намного проще описать, что бы они чувствовали, окажись они на месте одного из 300 спартанцев или 28 панфиловцев.

Каждый...

Всего оцените себя

Многие люди, нуждающиеся в помощи, не желают воспринимать советы оттого, что их эго встает на пути доверия. Они не верят, что могли совершить ошибку, и боятся перемен. Они будут извлекать уроки лишь во времена кризисов, бедствий, хаоса, другими...

Почему большинство людей не может принять концепцию Бога?

Почему же большинство людей не может принять концепцию Бога? Концепцию Абсолютной Истины — легко. А что же концепция Бога?

Именно по одной причине, что Бог означает обладатель всего, даже меня самого. Я — Ему принадлежу, оказывается. Всё Ему...

Могущество сексуальной энергии

Сексуальная энергия — это самая могущественная энергия, которой мы обладаем. Для того, чтобы расти духовно, мы должны научиться контролировать ее. Несмотря на существующий в обществе акцент на сексуальной деятельности, за этим кроется не...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color