Skip to content

mainbanner2

Работай над собой и сделай счастливыми всех окружающих!

mainbanner3Секрет счастья давно известен.

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, древнее учение Вед раскрывает изначальное знание гармоничной жизни.

Начинай менять мир с себя.
Зависть к себе – крайняя форма зависти

Только представьте себе! Вожделение может вырасти до таких размеров, что человек будет завидовать даже самому себе – то есть «себе» в истинном, духовном смысле. Не понимая своей подлинной, духовной природы, побуждаемые вожделением и завистью, такие люди применяют насилие по отношению к себе и другим и действуют, не беспокоясь о своем будущем духовном благополучии. Бхактиведанта Свами так описывает это:

Демоны, всегда противящиеся верховной власти Бога, не верят словам священных писаний. Священные писания и сам факт существования Верховной личности Бога вызывают у них чувство ревности. Причиной тому их гордыня, а также накопленные ими богатство и сила. Им неведомо, что их нынешняя жизнь является подготовкой к следующей. Не зная об этом, они, по сути дела, ненавидят самих себя, так же как и других живых существ. Они совершают насилие над телами других людей и над собственным телом. Лишенные знания, демоны не хотят считаться с верховной властью Личности Бога. Их неприязнь к священным писаниям и Верховной Личности Бога проявляется в том, что они выдвигают ложные аргументы против существования Бога и отрицают авторитет богоот-кровенных писаний. Они считают себя независимыми и думают, что вправе делать все, что хотят. Убежденный, что в мире нет никого сильнее, могущественнее и богаче его, демон уверен, что может действовать, как ему заблагорассудится, и что никто не сможет его остановить. Если у него есть враг, грозящий помешать его наслаждениям, он все время думает о том, как бы расправиться с ним (Б.-г., 16.18, комм.).

Завидовать себе – значит действовать по отношению к самому себе злобно, отвергать всякое благо, которое могло бы оказаться нужным душе – самоанализ или духовную практику. Такая зависть – плод гуны невежества, под влиянием которой человек принимает правду за ложь, а ложь за правду. Такие люди – худшие враги сами себе.

Завистник не выносит, когда другие счастливы

Человек, не ведающий о своей духовной природе, постоянно стремится увеличить свое вожделение, полагая, что от этого его наслаждение будет становиться все больше и больше. Такое умонастроение – ответ на вопрос, поставленный Аланом Дарнингом в заглавии книги «Достаточно – это сколько?». Конечно, у обычного человека такое не укладывается в голове, но есть люди, которые хотят всё. Демоническое сознание позволяет человеку думать, будто неограниченное наслаждение возможно и даже необходимо. Но такое сознание мешает человеку довольствоваться тем, что есть, а значит, с ростом вожделения автоматически растет и зависть. Вожделение, ревность и гордость, соединяясь, порождают зависть в крайнем ее выражении, как это описано в Гите – там, где рассказывается об умонастроении демонов: «Теперь мне принадлежит столько-то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты... Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня». Под влиянием зависти демоны испытывают досаду, когда видят, что другие счастливы. А счастье они испытывают, когда видят беды и страдания других. Таким образом, зависть в ее крайнем проявлении – одна из движущих сил, стоящих за хищнической экономикой, лишающей прав и пожирающей слабых и беспомощных. Под завистью обычно понимается чувство, эмоция, которую испытываем, когда видим, что у других есть нечто, чего хочется нам. Но есть ли у бедных что-то такое, чего не хватает богатым? Да! Это их деньги, их счастье и их довольство – всё, что у них есть. Об этом мы поговорим в следующей главе.

Обыденность зависти, а вместе с ней и желания причинить вред другим, демонстрирует опыт, проведенный профессором Оксфордского университета Дэниэлем Зиццо и профессором Оксфордского университета Эндрю Освальдом (Daniel John Zizzo, Oxford University and Andrew Oswald, Warwick University Are People Willing to Pay to Reduce Others' Incomes? January 2000).

Опыт представлял собой игру, в которой между участниками посредством ставок распределялось некое богатство. При этом некоторым участникам произвольно давалось преимущество, фора, о которой знали все и которая предоставляла своим обладателям некое несправедливое преимущество. После того, как первая стадия эксперимента (ставки) подошла к концу, участникам было предложено анонимно уменьшить («сжечь») имущество других участников, но ценой некоторой части собственных денег. Несмотря на последнее условие и вопреки тому, что пишут в учебниках по экономике, две трети участников отдали собственные деньги на то, чтобы причинить вред другим. В итоге это уменьшило чистый доход участников более чем на 20 %. Одним из удивительных открытий, сделанных во время этого опыта, было то, что 15 % из тех, кто получил фору, завидовали тем, у кого такой форы не было, гораздо сильнее стремясь «разорить» их, нежели привилегированных «собратьев». И если «привилегированные» разоряли и тех и других, «непривилегированных» беспокоило только то, кто получил деньги законно, а кто – «по блату». И пользуясь этим критерием, они и решали, кого «разорять».

Такие завистливые люди естественным образом склонны принимать ту религию, которая поощряет зависть к другим – то есть учит делить людей на друзей и врагов и просить Бога уничтожить тех, кто вызывает зависть. В «Шримад-Бхагаватам» объясняется, как зависть приходит в религию:

Раздираемые внутренними противоречиями, все виды религий, за исключением бхагавата-дхармы, основаны на корыстных устремлениях и разделении на чужих и своих, чужое и свое. Такое умонастроение чуждо последователям «Шримад-Бхагаватам». Они полностью поглощены Сознанием Кришны, считая, что Кришна принадлежит им, а они – Ему. Люди обращаются к другим, низшим видам религии с целью уничтожить своих врагов или обрести мистические способности, однако подобные религии полны страсти и зависти и потому нечисты и преходящи. Пронизанные злобой, они наполнены безбожием.

Что хорошего в религии, заставляющей людей ненавидеть себя и других? Разве может она принести какое-либо благо своим последователям? В чем тогда ее ценность? Человек, причиняя под влиянием ненависти боль себе и окружающим, навлекает Твой гнев и становится безбожником (Бхаг., 6.16.41-42).

 

Коммунисты и капиталисты – братья по принципу

Когда мы говорим, что капитализм есть экономически предпочтительный метод для тех, кто находится во власти страсти и невежества, мы не имеем в виду, что коммунизм был или есть лучше, или даже что он чем-то отличается. По правде говоря, с...

Зависть. Наказание за богатство

Результаты влияния зависти на экономику весьма реальны. Допустим, зависть – это желание обладать тем, что принадлежит другому, даже не имея прав на это. Когда материалист и завистник видит, что другие богаты, он сразу начинает придумывать, как...

Кем были египтяне?

Часто возникает вопрос о том, были ли пирамиды построены людьми, подобными нам. Даже с помощью самых современных технологий мы не можем соорудить хотя бы уменьшенную копию Великих пирамид. Японская компания Nicon однажды попыталась, используя...

Подготовка к рождению

Как известно, в процессе рождения младенец не только испытывает сильнейшее давление на все тело, но и может переживать сильнейший стресс, что порой является причиной серьезных проблем со здоровьем, вплоть до частых головных болей и хронических...

Интенсивное духовное наслаждение

На высших ступенях духовного развития наше соприкосновение с духовной реальностью может вызвать столь необычные ощущения блаженства, что физическому телу бывает трудно справиться с ними. В действительности, опыт божественной любви иногда вызывает...

[+]
  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • hot color
  • natural color